Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
Мне было очень стыдно, что в прошлом году я не "добила" оскаровскую программу, и в этом году, в преддверии уже нового Оскара 2017, я все-таки досмотрела всех основных номинантов. Что ж, это был год хорошего добротного кино. Не шедевров в куче говна, а именно изобилие хороших и очень хорошеих фильмов, до абсолютных шедевров, увы, немного не дотягивающих.
Тем Оскара 2016 оказалось две, в моем представлении. Они озвучены в заголовке и угадайте, какая тема оказалась сильнее? Вопреки очевидной логике, вторая - скандальные разоблачения. С неё-то мы и начнем.

Скандальные разоблачения.


Название: Игра на понижение / The Big Short
Страна: США
Режиссер: Адам МакКей
Сценаристы: Чарльз Рэндольф, Адам МакКей, Майкл Льюис
Главные актеры: Кристиан Бэйл, Стив Карелл, Райан Гослинг, Брэд Питт
Номинации на Оскар: Лучший фильм, Лучшая мужская роль второго плана (Кристиан Бэйл), Лучший режиссер (Адам МакКей), Лучший адаптированный сценарий, Лучший монтаж
Награда в номинации: Лучший адаптированный сценарий
Для меня: Это лучший фильм из всех номинантов.

Да, поначалу "Игра на понижение" слегка нервирует своей навязчивой манеркой заигрывания со зрителем и подстпудно раздражающей мыслью о том, что был же уже гениальный "Передел риска" - и после него что еще можно выжать из истории ипотечного кризиса 2008. Но подождите совсем чуть-чуть, и вы поймете, что "Игра на понижение" - это совсем другое кино, отличное как от "Предела риска", так и от "Волка с Уолл-стрит" и от иже с ними. "Игра на понижение" постепенно превращается в философское кино, ставящее зрителя перед дилеммой - радоваться за героев, что они урвали свой кусок или переживать оттого, что они все-таки оказались правы. Извечная проблема частного и общего: наживаясь на чужом горе, я получаю благо для себя и своей семьи, но при этом страдают окружающие меня люди. Правильно ли все это? Все герои фильма, все, кто предсказал лопанье ипотечного пузыря, ВСЕ! - ОБОГАТИЛИСЬ. Все ИЗНАЧАЛЬНО думали прежде всего о собственной выгоде, а уже десятой мыслью о всеобщем благе. Никому из них и в голову заранее не пришло, вместо того, чтобы скупать свопы, выйти на улицу и крикнуть - люди, вас обманывают! Вы скоро потеряете работу и дом! И вообще всему миру будет очень плохо! Нет, каждый думал только о себе. И после кризиса ничего не изменилось, пострадал простой народ, простой народ расплатился своими пенсиями и налогами, а банки сейчас опять штампуют CDO уже под другим названием. Скажите, вы много смотрели фильмов с таким посылом - не документальных, а художественных? Хоть один сходу припомните? Вот поэтому "Игра на понижение" - гениальное кино. Прежде всего поэтому, а уже к этому прибавьте действительно шикарный сценарий, интересную режиссуру и плеяду актеров первой величины. "Игра на понижение" - это исследование порока. Это не просто критика системы - это низвержение системы. В "Волке с Уолл-стрит" что-то похожее проглядывалось, но там мошенником был все же один человек - сам главный герой. А здесь мошенники все, все, кто построил банковскую систему и все, кто включился в игру. Серьезно, я не припомню за последние годы более честного фильма американцев, настолько втаптывающего в грязь свою родную страну. Простите, священники-педофилы, но на этом поле обскакали даже вас.


Название: В центре внимания / Spotlight
Страна: США, Канада
Режиссер: Том МакКарти
Сценаристы: Джош Сингер, Том МакКарти
Главные актеры: Марк Руффало, Майкл Китон, Рэйчел МакАдамс, Лив Шрайбер
Номинации на Оскар: Лучший фильм, Лучшая мужская роль второго плана (Марк Руффало), Лучшая женская роль второго плана (Рэйчел МакАдамс), Лучший режиссер (Том МакКарти), Лучший сценарий, Лучший монтаж
Награда в номинации: Лучший фильм, Лучший сценарий
Для меня: Не было бы "Игры на понижение" - был бы лучшим, а так - почетное второе место.

Маки, шотландцы, что ж вы делаете? Вы просто рвете прошлогодний "Оскар" на части! Добротное, серьезное, как оно должно быть (и как оно отчасти и было - этот фильм тоже основан на реальных событиях) журналистское расследование. Вы думаете, это скучно? Да нифига, это очень интересно снято. Просто сядьте и посмотрите, потратьте немного драгоценного времени! По совести, волнуют ли меня свещенники-педофилы? Да не особенно. Данная проблема актуальна для США гораздо в большей степени, нежели для нашей постатеисткой страны. Хотя это не значит, что у нас нет священников-педофилов - они есть везде. Не так давно замечательно высказалась на эту же тему Малгожата Шумовска в своем фильме "Во имя...". Что здесь интересно: церковь - это тоже система, покрывающая своих. Причем система намного крепче государственной. Выводить на свет изъяны этой системы можно, но, как и в случае с экономикой, мало что после этого изменится. Пока будут существовать люди по некоему статусу возвышающиеся на остальным обществом, у этих людей будет неограниченная власть и мало кто поборет в себе искушение это властью воспользоваться. Я не говорю, что среди священников нет хороших людей. Есть, ровно сколько же, как и среди всех остальных. То есть очень малое количество. А остальные - они как все. "Оскар" не устает взрезать пороки церковного института, и не зря - институт этот уже давно изжил себя - то, что разрывали журналисты фильма "В центре внимания" - еще в их времена было архаикой. Попытки всяческими способами поднять влияние церкви, проводимые в частности и в нашей стране, не приведут ни к чему хорошему - это то же самое, что пытаться возродить феодальный строй. Поэтому общайтесь лучше с богом, а не с его земными "посредниками".

Герои-одиночки в борьбе за выживание.


Название: Марсианин / The Martian
Страна: США, Великобритания
Режиссер: Ридли Скотт
Сценаристы: Дрю Годдард, Энди Уир
Главные актеры: Мэтт Дэймон, Джессика Честейн, Чиветель Эджиофор, Кристен Уиг, Джефф Дэниелс
Номинации на Оскар: Лучший фильм, Лучшая мужская роль (Мэтт Дэймон), Лучший адаптированный сценарий, Лучший звук, Лучший монтаж звука, Лучшие визуальные эффекты, Лучшая работа художника-постановщика
Награда в номинации: нету
Для меня: Второй "Гравитацией", увы, он не стал.

Энди Уир, этот молодой гений, никатал своего "Марсианина" и выложил бесплатно в Интернете. Даже не понял сразу, чудак, какая это бомба и сколько на ней можно заработать бабла. Это действительно гениальная книга. Это роман нашего времени, если угодно. Что погубило фильм? Все просто - режиссером стал Ридли Скотт, этот, простите, ходячий труп, этакий американский Михалков, когда-то снимавший гениальные фильмы, а сейчас - исписавшийся, истворившийся, потерявший талантливого брата, просто усталый пожилой человек, только, в отличии Михалкова, даже не эксцентричный. Ну, и фильм получился соответсвенный. "Марсианину" идеально подошла бы арт-экранизация в виде нестандартного независимого кино, например, полностью отснятого на ручную камеру, ну или что-то в этом роде... Ридли Скотт же вычистил историю, превратив её в добротную стилизованную банальщину. Я даже не стану говорить, насколько там все перелопатили, посокращали, оттенив самое интересное и выведя на первый план менее интересное, кое-что просто переврали. Мэтт Дэймон. Это уже не актер, а какой-то диагноз. В главной роли Мэтт Дэймон - все, можно выключать свет и отворачиваться от экрана. Но, что удивительно, даже в этакой не слишком удачной экранизации Мэтт Дэймон неожиданно для себя, да и для всех нас, смотрится очень интересно. Амплуа героя-одиночки в далеком космосе сделало таки свое дело, выявив и вытянув на свет еще оставшиеся глубины этого в общем то неплохого актера, уже, казалось бы, забывшего, когда в последний раз он играл сложную центральную роль, отводящую все зрительское внимание на себя. В общем и целом "Марсианин" наверняка понравится всем, кто не читал роман-первоисточник Энди Уира, ибо, даже неудачно экранизированная, история марсианского робинзона остается самобытной, уникальной и актуальной в наши дни. Однако прочие, кто книгу уже прочел, будут, мягко говоря, разочарованы...


Название: Шпионский мост / Bridge of Spies
Страна: США, Германия, Индия
Режиссер: Стивен Спилберг
Сценаристы: Мэтт Чарман, Итан Коэн, Джоэл Коэн
Главные актеры: Том Хэнкс, Марк Райлэнс, Эми Райан
Номинации на Оскар: Лучший фильм, Лучшая мужская роль второго плана (Марк Райлэнс), Лучший сценарий, Лучший звук, Лучший саундтрек, Лучшая работа художника-постановщика
Награда в номинации: Лучшая мужская роль второго плана (Марк Райлэнс)
Для меня: Весьма неплохо, товарищ Спилберг, весьма неплохо!

Спилберг - он словно сам герой, борящийся за собственную жизнь каждым своим фильмом. Ему уже 70, его звездная пора давно уже прошла и канула в лету. Ну не снимет больше никогда, проживи он еще хоть 20-30 лет, ни второй "Список Шиндлера", ни новый "Искусственный разум". И все-таки он делает, делает что-то - именно как режиссер, заметьте, не как продюсер, сценарист или кто бы то ни было, а как режиссер. Как престарелый спортсмен, которому давно бы уже пора закончить карьеру и уйти в тренеры или комментатором на ТВ, но нет, он все на стадионе, все впахивает, из последних сил, уже куча молодых кругом, уже никогда ему не поставить новый рекорд, меняются правила, меняется жизнь, а ему все мало. Талантливый ремесленник. Возможно, самый талантливый из всех когда-либо творивших в кинематографе. Но ремесленник, а не гений. В этом, пожалуй, его суть, смысл его жизни. У него был сильный спад - вспомите эту ужасную "Войну миров". Казалось бы - все, нет больше Спилберга, ни для людей, ни для академиков. Но нет, он как-то выровнялся потихоньку: снял очень неплохого "Линкольна", а теперь вот снял и того лучше, и открыл для Голливуда и для широкого зрителя бесподобного театрального актера, старичка Марка Райлэнса. "Шпионский мост" - это такой стандартный фильм о борьбе маленького человека. Да даже не о борьбе, а о выживании маленького человека внутри большой системы, даже двух систем - советской и капиталистической. Там, казалось бы на первый взгляд, ничего геройского и нет, но это только на первый взгляд - великие вещи можно свершить просто промолчав тогда, когда нужно промолчать, или сказав то, что нужно сказать в данный момент и сделать это правильно. Эти маленькие люди действительно делали историю, какую-то часть истории нашего сегодняшнего мира. Том Хэнкс как всегда гениален, долгих лет тебе, дедушка Том, и многих-многих ролей в таких вот хороших фильмах, а не в таких, как, прости господи, "Инферно".


Название: Выживший / The Revenant
Страна: США, Гонконг, Тайвань
Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту
Сценаристы: Марк Л. Смит, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Майкл Панке
Главные актеры: Леонардо ДиКаприо, Том Харди, Донал Глисон
Номинации на Оскар: Лучший фильм, Лучший режиссер (Алехандро Гонсалес Иньярриту), Лучшая мужская роль (Леонардо ДиКаприо), Лучшая мужская роль второго плана (Том Харди), Лучшая работа оператора, Лучшие костюмы, Лучший звук, Лучший монтаж, Лучший монтаж звука, Лучшие визуальные эффекты, Лучший грим и прически, Лучшая работа художника-постановщика
Награда в номинации: Лучший режиссер (Алехандро Гонсалес Иньярриту), Лучшая мужская роль (Леонардо ДиКаприо), Лучшая работа оператора
Для меня: Тоже трешак, только в более красивом и качественном исполнении

Оскаровских номинантотов интересно смотреть в контексте, в рамках программы, в которой они представлены - иногда это дает больше информации. Например, "Выживший", затянутую драму о выживании раненого колониста в дикой природе, саму по себе никому и в голову не придет сравнивать с трешаком, показанным в "Безумном Максе". Однако, когда эти фильмы стоят рядом в Оскаровской программе, их сходство становится очевидным. "Выживший" по сути тот же трешак об одиноком герое, который сам уже давно потерял и позабыл то, ради чего он живет, и просто по какой-то упрямой инерции он продолжает коптить этот мир. Также много кровищи, довольно ужасающих сцен, апофеоз которых - финальная битва антагониста и протагониста. Разница лишь в том, что "Выживший" удивительным образом красив настолько же, насколько отвратен и страшен. Красив потрясающими видами дественной природы и чарующей медитативной музыкой на её фоне. Этакий "Скайрим", если играли, вы поняли, о чем я. Потрясающе визуально красивое кино с, естественно, более внятным и увлекательным сценарием, чем в "Безумном Максе". Еще схожесть двух этих фильмов в том, что в обоих сыграл Том Харди. Однако, если в "Безумном Максе" играть ему по сути было нечего, то в "Выжившем" Харди исполняет, пожалуй, лучшую роль в своей карьере, роль злодея. Он настолько блестяще раскрывает образ циничного и прямолинейного в своей жестокости Фицжеральда, что, простите меня фанаты Лео, в этой картине Харди вчистую переигрывает ДиКаприо, получившего, ха-ха, таки своего "Оскара" за выслугу лет. ДиКаприо же растворяется в своем герое, в его боли и безумном желании выжить - физиология уступает место духовности. Может быть, именно в достижении такого состояния и заключается талант ДиКаприо, но понмить его, как актера, будут не за роль Хью Гласса. В сухом остатке остается еще и трагедия завоевателей, фактически уничтоживших со временем коренное население Американского континента. В "Выжившем" на редкость беспристрастно показаны и те, и другие - и европейцы и индейцы в одной лодке, просто воюют и грабят друг друга, и те и другие по сути одно - слабые грешные люди, только Хью Гласс нежно любит своего индейского сына - и это, пожалуй, самое ценное, что содержит этот фильм.


Название: Бруклин / Brooklyn
Страна: Великобритания, Канада, Ирландия
Режиссер: Джон Краули
Сценаристы: Ник Хорнби, Колм Тойбин
Главные актеры: Сирша Ронан, Эмори Коэн, Донал Глисон
Номинации на Оскар: Лучший фильм, Лучшая женская роль (Сирша Ронан), Лучший адаптированный сценарий
Награда в номинации: нет
Для меня: Неплохой представитель своего жанра, но не более того

Я питаю слабость к Сирше Ронан, знаете, с какого фильма? Ну, это для вас, может быть, это унылые "Милые кости" Питера Джексона, которые все посмотрели только потому, что до этого Джексон снял "Влестелина колец". А для меня Сирша Ронан - это Ханна из фильма "Ханна. Совершенное оружие", а потом еще была Агата из "Отеля "Гранд Будапешт". Сирше сейчас всего лишь 22, у неё еще вся жизнь впереди, а у неё, между тем, уже есть очень хорошие роли и её уже номинируют на "Оскар" в главной категории. Для этой воздушной девочки с голубыми глазами роль Эйлиш, скромной ирландки, бросившей дом и отправившейся за тридевять земель в Штаты, подошла идеально. "Бруклин" - экранизация женского романа, так сказать, классический представитель своего жанра. За 1,5 часа фильма вы не увидите никакого экстрима, не увидетите даже ничего хоть сколько нибудь из ряда вон... Девочка переехала, справилась с трудностями, влюбилась, выучилась и даже вышла замуж, потом ей пришлось вернуться домой, а там, о чудо, тоже все так хорошо складывается, что хоть ты тресни, и "трагедия" сводится к выбору из двух счастливых миров наиболее для себя счастливого, ну прям благодать! Единственное, чего я не поняла - это мотивации героине в конце фильма. Если бы старая перечница мисс Келли не раскрыла тайну замужества Эйлиш, то Эйлиш что, так бы и оставалась в Ирландии и продолжала играть на чувствах своего нового ухажера, как будто так и надо? Создается впечатление, что если бы не неприятное обстоятельство, отрезвившее девушку, все так бы и было... Ничего себе, скромняга! Итак, вы уже все поняли, "Бруклин" - мило женское кино на один раз. Сирша, в добрый путь, звездные роли еще будут, еще утрешь нос Портман и иже с ними - лучшие годы впереди!


Название: Безумный Макс: Дорога ярости / Mad Max: Fury Road
Страна: Австралия, США
Режиссер: Джордж Миллер
Сценаристы: Джордж Миллер, Брендан МакКарти, Ник Латурис
Главные актеры: Том Харди, Шарлиз Терон, Николас Холт, Хью Кияс-Бёрн
Номинации на Оскар: Лучший фильм, Лучший режиссер (Джордж Миллер), Лучшая работа оператора, Лучшие визуальные эффекты, Лучшие костюмы, Лучший звук, Лучший монтаж, Лучший монтаж звука, Лучший грим и прически, Лучшая работа художника-постановщика
Награда в номинации: Лучшие костюмы, Лучший звук, Лучший монтаж, Лучший монтаж звука, Лучший грим и прически, Лучшая работа художника-постановщика
Для меня: Э-э-э... Что это было, мать вашу?!

О, культовый фильм! О, продолжение трилогии! Вопили много про безумного Макса. И я все-таки не посмотрела эту трилогию, а посмотрела сначала "Дорогу ярости". И хорошо, потому что потом я решила, а почему бы не посмотреть и старые фильмы? Этот-то не пойми что, а в тех стареньких, небось, вся правда-истина. И я посмотрела первый фильм про Макса Джорджа Миллера, "Безумный Макс", который 1979 года, с молодым Мэлом Гибсоном, помните еще такого? Я честно скачала все три фильма и думала - вот ща я все эти три по порядку и посмотрю. И представьте себе мое удивление, когда я увидела, что первый фильм, "Безумный Макс", который, по идее, должен быть самым лучшим из всех, отцом, так сказать, основателем, породившим теперь уже аж три фильма-продолжения, не что иное, как шлак категории "Б" - самый что ни на есть дерьмовый отстой, просто говеный фильм, которым можно взять и подтереться! В этом первом кино, сваянном, кажется, у Миллера на коленке, действие происходит в мире, еще близком к нашему и только начавшем деградировать. Там все действие вертится вокруг противостояния Макса и злобных байкеров-маргиналов, которые в конце фильма насмерть давят Максову жену и ребенка. И я заметила, что Миллер, как и я, шибко уважает Стэнли Кубрика, потому что его байкеры - это в аккурат мальчики из кубриковского "Заводного апельсина". Я даже подумала, что Кубрик мог бы подать в суд на Миллера за плагиат. И это единственное, о чем я задумалась на протяжении всего фильма. Ясное дело, я не стала смотреть оставшиеся две части трилогии. Я бы после этого говна не стала бы смотреть и "Дорогу ярости", даже при факте вхождения фильма в оскаровскую программу. И в этом обзоре было бы одним фильмом меньше. Но мне, как я уже сказала выше, посчастливилось посмотреть "Дорогу ярости" почти ничего не зная о трилогии про безумного Макса. И, как оказалось в последствии, на фоне отца-основателя "Дорога ярости" выглядит в принципе даже и ничего... Это довольно отвратный трешевый фильм с хорошей динамикой, эффектами, гонками, экшном и прочей лабудой. Да, в оскаровскую программу, с тех пор, как увеличили число фильмов в главной номинации, попадает какой-нибудь дежурный блокбастер. В этот раз таким блокбастером совершенно очевидно является "Марсианин" - его что, было недостаточно?! Зачем нужно было впихивать "Дорогу ярости" в номинацию "лучший фильм"? Ё-моё, вы ж все-таки "Оскар", а не "MTV Awards"! Короче, "Дорога ярости" - ни то, ни сё - для мэйнстрима слишком трешевый, для арт-хауса слишком примитивный. Специфическое зрелище, им можно было открыть какой-нибудь мировой кинофестиваль. Но видеть это творение в лидерах оскаровской гонки - даже страннее, чем в свое время было видеть там же "Аватар". Впрочем, "Аватар" мы пережили, переживем и это.


Название: Комната / Room
Страна: Ирландия, Великобритания, Канада, США
Режиссер: Леонард Абрахамсон
Сценаристы: Эмма Донохью
Главные актеры: Бри Ларсон, Джейкоб Тремблэ, Шон Бриджерс
Номинации на Оскар: Лучший фильм, Лучший режиссер (Леонард Абрахамсон), Лучшая женская роль ( Бри Ларсон ), Лучший адаптированный сценарий
Награда в номинации: Лучшая женская роль ( Бри Ларсон )
Для меня: Худшая картина из всех номинантов

Озабоченный мужик поймал девушку, и запер её у себя в подвале. Она провела там более 5 лет, за это время родила ему сына, и продолжала оставаться там со своим ребенком. Фильм по книге Эммы Донохью. Книга навеяна реальной историей, про какого-то мудака, державшего в подвале собственную дочь, которая родила ему семерых детей. Да, я понимаю, в жизне всякое бывает. Но, как?! Бля, как это вообще возможно?! Вся эта история - бред полный! Она не выглядит ни на грамм реалистичной. Она торчала в этой комнате пять гребаных лет - она что, за это время не придумала способа выбраться?! Он же как-то её кормил, поил, она испражнялась, мылась, у неё там вещи какие-то были в комнате, кровать... Туда же воздух откуда-то поступал, блин! Люди из тюрем сбегают. Нет, она сидела, пока её ребенок не дорос до пяти лет и она придумала - пусть он притворится мертвым и тогда этот мужик его вынесет и куда-то отвезет и пятилетний мальчик, который никогда в жизни ничего не видел, кроме своей комнаты, конечно, сбежит и поможет спасти её. Нет, ладно, я бы могла все простить, если бы это было действительно стоящее кино - какое-то атмосферное, драматичное, с глубоким смыслом, ну, я не знаю... Но ничего этого нет, всю картину зритель наблюдает, да, хорошенького ребенка и тупую, несимпатичную и истеричную женщину, и невозможно отделаться от элементарных логических рассуждений о том, насколько все, что нам показывают, неправдоподобно - и это раздражает, как и весь фильм, от начала и до конца. Да, на "Оскар" попадает дежурное независимое кино. Иногда оно выстреливает, становясь жемчужиной программы, как это было с прошлогодней "Одержимостью", но в данном случае, как бывает чаще, к сожалению, перед нами очередной лузер. Посмотрели, попробовали - и ладно.

@темы: оскаровские обзоры