Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
К режиссеру-постановщику Константину Демидову тут только один вопрос, однако, вопрос решающий - товарищ, а почему нельзя было сразу же и сократить спектакль на один час? "Спектакль сыроват" - как-то так, кажется, сказал кто-то из критиков. Так какого фига мы, зрители, должны платить полную стоимость билета за сырую работу, которая еще будет доделываться/переделываться? Нет, серьезно, что мешало сразу же взять пьесу и проработать, сразу же подсократить, что-то изменить... Ведь это же не "Гамлет", в самом-то деле, хоть местные критики и муссировали всякие сравнения на тему "Гедда - женский образ по силе равный Гамлету". Ну, чего не сделаешь ради красного рублика. Объективно же "Гедда Габлер" - весьма банальная по сегодняшним меркам и сильно затянутая пьеса. Во всяком случае, затянута постановка, что её и губит безоговорочно. Из трех часов чистого времени 2,5 часа зритель ерзает на стуле, потеет (потому что в зале к тому же еще и душновато было, знаете ли) и мается, мысленно пытаясь ускорить вялотекущие хождения актеров по комнате, входы и выходы, распитие чая и т.д. и т.п., подсказать реплику, которая уже вертится на языке, ибо сюжет предсказуем настолько, что практически с первой сцены уже все становится ясно. Ну быстрее, быстрее, ради всего святого, ну делайте же уже хоть что-нибудь! В последние минут 20 развязки темп убыстряется, становится интереснее и финал у пьесы, надо признать, вышел достойный. Однако терпеть 2,5 часа ради этих 20 минут я бы не стала, если бы знала заранее, что это предстоит. А ведь режиссеру всего-то и нужно было, что переработать немного и сократить, сократить спектакль примерно на 1 час, убрать все лишнее, добавить темпа - вот и все! И спектакль бы смотрелся. В спектакле прекрасные музыкально-хореографические вставки под норвежскую музыку. Собственно, эти вставки - лучшее, что было в "Гедде Габлер", они выполнены стильно, отлично поставлен свет, интересная хореография, подобрана классная музыка, одна из этих мелодий сейчас крутится в моем портативном плейре - я нашла её в сети. Это большая удача для спектакля, придумать такое вот артхаусное обрамление (не знаю, сам ли режиссер придумал или ему кто помог). Но тем жальче и неказистее на фоне шикарной вкусной вставки смотрится сам вялотекущий спектакль. Нужно было либо полностью сделать арт-хаус (чего мне бы, честно говоря, в данном случае хотелось бы), либо делать уже чистую классику без всяких придумок, но только быстрее, господи, энергичнее, замысловатее, как эта самая скандинавская музычка.
Сюжет "Гедды Габлер", как ни странно, хорошо перекликается с другим, гораздо более талантливым спектаклем "Молодежки", "Куколка". И там, и там образ обеспеченного человека, которому скучно и захотелось поиграться человеческими жизнями. В результате его обыграли и судьба сама посмеялась над ним. В "Куколке" такой человек - меценат, в "Гедде Габлер" - сама Гедда. Вроде бы и там, и там - психологизм, вроде бы и там, и там должно быть интересно. Но нет, "Гедда Габлер" ни интересной, ни особенно психологичной мне не показалась. Разве что воспоминания об отце, его портрет, давлеющий все время над героиней, делают её образ несколько глубже банального образа скучающей по былой роскоши, эгоцентричной и меркантильной дамы. Я бы постеснялась тут в сравнение по глубине ставить Гамлета, честное слово. Что еще сказать? Актеры. Дорошева свою роль не вытянула, у неё получилась все та же Миледи, да и то слишком мягкая. Тут надо было как-то по-другому, по-жестче, по-харизматичнее... Но, увы, в Молодежке только одна актриса годилась как на роль Миледи, так и на роль Гедды. Вот Алексеев мне очень понравился, Чиров вообще умничка - жеские, циничные образы - это его. Гедда в образе Дорошевой, которая, как я считаю, должна была быть ему под стать, конечно, в силе характера ему проиграла. Сценография достойная, очень красиво смотрятся декорации в мягких тонах, спасибо Надежде Осиповой. Вообще видно, что вложились материально, и тем вдвойне обидно за "сырой" спектакль, у которого есть ряд несомненных достоинст, но который все-таки безнадежно потонул в банальности и скуке. Демидову надо набираться опыта. Если арт-хаусные вставки придумал все-таки он сам - то он большой молодец, и перспектива у него есть. Я все про них вспоминаю - эти вставки словно были - одно, а сам спектакль - другое. И эти вставки мне сказали гораздо больше, глубже и понятнее про то, что я потом в спектакле увидела. Словно бы автор этих вставок наступил себе на горло, создав совершенно другим сам спектакль. Ну, или просто это были разные люди... Мне ясно одно, "Гедда Габлер" - проба пера, для полноты картины хотелось бы посмотреть "Событие" - первый наш спектакль Демидова, если, конечно, он останется в репертуаре. Вот по нему, наверное, и станет ясно, есть ли у этого режиссера будущее.
Дополнение от 10.09.17. Я посмотрела "Событие" еще этой весной, по-моему. Почему-то долго не собиралась написать... Удивительно самой, но все оказалось, как я и ожидала. У Демидова определенно есть будущее, удачи тебе, молодой режиссер! По "Событию" очень хорошо видно, что 1) Демидову пока что (видимо, в силу еще малого возраста) лучше работать в чистом арт-хаусе, потому что это его. И, действительно, в "Гедде", похоже, он сам себе наступил на горло. "Событие" - трагикомедия абсурда, во второй половине уходит чуть ли не в сюрреализм. И после выхода со спектакля у вас будет крутиться "Chandelier" певицы Sia в голове, и вы будете думать: "господи, вот ведь банальщина, но как же этот крик души современной тусовщицы точно срезонировал с внутренним криком главной героини спектакля, жившей около 100 лет назад". И это лучшая роль Анны Нежуты, лучший образ из всех её образов, что я видела, прямо таки "Оскаровская" работа! Я видела парочку дам, которые на апплодисментах скептически поджимали губы и со стульев демостративно не встали. И это очень хороший показатель того, что спектакль сработал, как и должен был. 2) Демидов, действительно, пока еще не научился грамотно сокращать материал, ибо и "Событие" грешит затянутостью. Ничего, надеюсь, мастерство придет к нему со временем. Главное здесь для автора, как мне кажется, оставаться в своей нише, пока ему это климатит. Развитие должно быть постепенным, не надо вот так сразу прыгать из арта в классику, иначе будут косяки, такие, как с "Геддой".

@темы: рецензии (спектакли)