00:36 

"Миледи" в Молодежном театре

Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
Очень хотелось до конца этого театрального сезона посетить "Молодежку" и, в качестве спектакля, нами еще не виденного, я предложила выбрать "Миледи".
Сразу стоит отметить, что я не фанат творчества Дюма. Да, я читала в детстве, с большим интересом, и "Трех мушкетеров", и все продолжения этого романа. Да, я смотрела и пересматривала с удовольствием советскую экранизацию Юнгвальда-Хилькевича. Но при всем при том, может, возраст тогда еще был неподходящий, воспринимала я "Трех мушкетеров" лишь как легкое приключенческое чтиво, которое местами запомнилось, но глубоко не впечаталось ни в память, ни в сердце.
Так вот, "Миледи" в постановке Михаила Чумаченко, худрука тольяттинского "Колеса", спектакль, который вряд ли придется по душе ярым фанатам классических "Мушкетеров" либо советской эксцентрично-идеализированной их киноинтерпретации. Зато, вполне возможно, заинтересует другую часть зрительской аудитории, для которой Боярский в образе Д'Артаньяна отнюдь не "наше все".
Идея этого спектакля, конечно же, простирается намного дальше простой попытки пофантазировать на тему истории трех мушкетеров и рассказать старую сказочку на новый лад. "Миледи" - это именно альтернативная история (а Эрик-Эмманюэль Шмитт не раз потрясал критиков именно своим альтернативным видением известных исторических событий), по духу она гораздо более сродни циничным, эротичным и психологичным "Опасным связям" (это произведение Шмитт, кстати, тоже в свое время переработал в сценарий мини-сериала для французского ТВ). И в центре этой истории - леди Винтер, её нелегкая судьба, превратившая эту сказочной красоты женщину в коварную бестию, способную уничтожить любого на своем пути.
Чумаченко, как мне кажется, хорошо обработал оригинальную пьесу Шмитта, сделав историю более близкой для русского сердца, оставив иронию и местами некоторую комичность и эксцентричность, навевающую ассоциации с фильмом Юнгвальда-Хилькевича. Однако, этот налет нашей "мушкетеровщины" вовсе не режет глаз и, как ни странно, гармонично сочетается с французской распущенностью и сексуальностью, присущей, полагаю, уже оригинальному произведению Шмитта и, безусловно, отсутствующей в куда более пристойных произведениях Дюма. В трактовке Шмитта Д'Артаньян и Бэкингем - распутники, готовые залезть под каждую юбку, Д'Артаньян спит с Миледи (при том, что любит Констанцию), Бэкингем - почти что спит (при том, что любит королеву), Атос - пьяница, Констанция не верна мужу и ей за это даже не стыдно. И все это выглядит совершенно естественным, вместо набившей оскомину музыкальной сказки зрителю вдруг открывается настоящая жизнь, сложная, сумбурная и несправедливая, прежде всего к главной героине. Людмила Дорошева, моя любимая актриса "Молодежки", самая эффектная и красивая артистка театра, безусловно, единственная подходящая кандидатура на роль Миледи. Но даже в случае единственно правильного выбора актрисы, Дорошева не совсем вытягивает, на мой взгляд, эту роль. Либо так задумано режиссером, потому что в некоторых моментах Миледи слишком мягка, ей очевидно не хватает воли и силы характера, не хватает дьявольщины. Амплуа Дорошевой - женщины более спокойного темперамента, возможно, актрисе трудно перестроиться, а может быть, сам режиссер настоял на том, чтобы сделать Миледи более человечной, вызвать сочувствие зрителя. На мой взгляд, героине это не нужно. Сочувствие она вызывает и так, практически с самого начала спектакля. Это самое удивительное, что было для меня в "Миледи": леди Винтер совершает просто море злодеяний - крадет подвески, потом губит молодого человека и его руками убивает Бэкингема, травит Констанцию, но при этом героине сочувствуешь, её понимаешь буквально в каждом действии, в каждом поступке. Режиссеру удается провести красной линией через весь спектакль осознание того, что ни одно в мире зло не вершится просто так, само по себе. Мы получаем то, что заслуживаем, мы расплачиваемся за чужие грехи своими, забывая о жалости к другим в конечном счете настает момент, когда некому сжалиться и над нами. Почти некому - у Миледи все-таки находится один любящий её человек, готовый вступиться за неё, но, увы, слишком поздно и уничтожение одного зла повлечет за собой рождение нового, куда более страшного (я имею в виду, конечно, Мордаунта). В "Миледи" нет ни одного абсолютно положительного героя, как нет и ни одного абсолютно отрицательного. Человеческие судьбы сталкиваются, переплетаются, одна роковая ошибка влечет за собой новые и трудно уже понять, кто прав, а кто виноват в этой запутанной игре под названием жизнь.
Актеры наши... они всегда хороши. Дмитрий Морщаков - идеальный кардинал Ришелье, хоть сейчас снимай в кино. Из Плужникова получился очень интересный Рошфор, я вообще питаю слабость к этому потрясающему артисту. Невероятно красив и несчастен Александр Теханович в роли Джона Фельтона. Лорд Винтер в исполнении Ивана Чирова истерично жесток - фанатичное желание покарать Миледи превращает положительного героя почти что в главного злодея истории.
Безусловное преимущество спектакля - это шикарные костюмы, от которых буквально не оторвать глаз. Леди Винтер меняет цвет волос - она то брюнетка, то блондинка, она одевается то в белое, то в черное ... тысяча образов и ни одного истинного.
Пожалуй, единственное, чего мне не хватило в постановке Чумаченко, так это режиссерской изюминки. Изложение событий слишком классическое, осторожное (режиссер явно чувствует себя не в своей тарелке в чужом театре). С учетом того, что автор - современник, а сам характер пьесы явно модерновый, немного авангарда спектаклю бы не помешало. Но, имеем то, что имеем и даже в таком линейном виде "Миледи" смотрится вполне достойно. Впрочем, сцену с рыбкой не забудет, я думаю, даже тот зритель, кто пришел в театр случайно, вздремнуть. Как и эротические сплетения голых тел, отраженные в зеркале - ночь любви Д'Артаньяна и Миледи (хоть она и приняла его за другого). На фоне безобразной пошлятины, демонстрирующейся в нашем драмтеатре, эротика в "Миледи" абсолютно уместна и эстетически привлекательна.
При всей разрозненности теперешнего репертуара "Молодежки", эксперименты главного режиссера которой не внушают, пока что, мне особого доверия, "Миледи" смело можно заносить в актив театра. Зрителя нетребовательного спектакль впечатлит красками, фехтованием, динамичным сюжетом, костюмами и... иногда их отсутствием, вдумчивый же зритель увидит историю психологичную и философскую, открывающую поле для размышлений. Аплодируем стоя, на этот раз искренне.

@темы: рецензии (спектакли)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Яна и я

главная