23:31 

Умер Эльдар Александрович Рязанов

Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов

30 ноября умер Эльдар Александрович Рязанов. Не стало неожиданностью, знала, что давно болел, да и возраст - шутка ли, 88 лет, редко кто у нас доживает до таких лет. Но все же, окончательный факт ухода от нас великого гения, создателя шедевров, которые смотрим мы на протяжении всей жизни, которые смотрели наши родители на протяжении их жизни, и которые, верю, будут смотреть и наши дети, и их дети - это утрата, действительно, горькая утрата почти что для каждого русского человека. Долин пишет: "ушла эпоха". Но лично для меня Рязанов никогда не был иллюстратором эпохи, советской эпохи, разумеется, ведь большинство лучших картин мастера создавал именно в этот период. Но его фильмы - это скорее сопротивление эпохе, нежели её отражение. Это человеческий взгляд, честный, откровенный, пробивающийся сквозь пласты цензуры и искусственно насаждаемой идеологии. Фильмы Эльдара Александровича живые, настоящие, а потому актуальные и по сей день. И они настолько разные, настолько неповторимые, что каждый человек может выбрать из богатой фильмографии мастера особо дорогие и любимые именно ему картины. Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не любил бы хотя бы один фильм Рязанова, точно также как не найдется того, кто любил бы все его фильмы. Не знаю я другого столь же многогранного режиссера, создавшего за свою жизнь столько ВЕЛИКИХ картин, и столько разных картин. И не думаю, к сожалению, что появится еще когда-нибудь в нашей стране, да и вообще в любой стране, режиссер такого уровня и такого таланта. Но нам повезло уже хотя бы потому, что наследие Рязанова осталось - он много снял за свою жизнь, и ему давали снимать. Продуктивный и плодовитый режиссер. Его картин хватит на целую жизнь... Да, честно сказать, все его фильмы я и не смотрела. Вспомню сейчас те, которые особенно полюбились мне. Не стоит удивляться, не найдя в моем списке некоторых знаменитых фильмов Эльдара Александровича, и увидев, напротив, далеко не самые знаменитые - таков лично мой выбор, Рязанов у каждого свой. Итак, в хронологическом порядке, и только так, ибо как можно по-другому сравнивать столь разные и столь прекрасные картины.

1. Карнавальная ночь, 1956 г. Последним фильмом Эльдара Александровича считается ремейк его же "Карнавальной ночи", снятый в 2006 году, что весьма прискорбно, ибо ремейк этот - картина никудышная. Обидно, что именно эта жалкая поделка, снятая, насколько помню, только лишь по договоренности с руководством "Первого канала", чтобы те пропустили в эфир "Андерсена. Жизнь без любви", хронологически стала последней работой великого мастера. Оригинальная же "Карнавальная ночь" - одна из ранних работ Рязанова - милая и остроумная музыкальная комедия 50-х, и по сей день прекрасно смотрится и не нуждается, разумеется, ни в каких ремейках. Уже в те годы, когда и вздохнуть было страшно, Рязанов, пусть пока и мягко, и весело, в форме почти безобидной новогодней шутки, но уже сопротивлялся застойной системе. Можно воспринимать этот фильм и более линейно, как историю конфликта поколений, отцов и детей. Старики хотят порядка и спокойствия, молодые хотят веселья и свободы. Каждому своё, но будущее, конечно, должны вершить те, кто молод, может, не столько годами, сколько душой. Прекрасный фильм и одна из лучших, если не сказать - лучшая, роль Людмилы Гурченко.

2. Старики-разбойники, 1971г. Комедия про то, что пенсионеры - тоже люди. Тема дискриминации пожилых людей, кстати, почему-то не слишком популярна в кинематографе, ни тех лет, ни в современном. "Старики-разбойники", пожалуй, наилучшим образом раскрывает тему лишнего человека. В то же время в этой картине есть все, что нужно массовому зрителю - и интересный сюжет, и великолепная актерская игра Никулина, Евстигнеева, Аросевой, Миронова и других замечательных актеров, и довольно оригинальная режиссерская постановка. Картина в большей степени лирическая, нежели смешная, и именно этим она и берет зрителя. Чем старше становишься, тем лучше начинаешь её понимать.

3. Невероятные приключения итальянцев в России, 1973. Эксцентричная комедия в стиле Гайдая. Только посмеяться, но зато от души. И великолепная роль Андрюши Миронова, конечно.

4. Ирония судьбы, или С легким паром!, 1975 г. Удивительно, что этого фильма нет в моей коллекции. И никогда у меня не возникало желания его добавить, ничего особо ценного нет в "Иронии судьбы" - это обычная мелодрама пусть и с оригинальной завязкой и, конечно, с подтекстом. Однако в каждый новогодний вечер я с удовольствием пересматриваю "Иронию судьбы", а потом еще и на следующий день смотрю. Наизусть уже все знают этот фильм, и при этом редко кто пересматривает полностью обе серии. Почему? В этой картине какая-то магия. Она идеально подходит под начало Нового года, под готовку в спешке салатиков, под семейные разговоры, предчувствие праздника (а также выпивки и обильной вкусной жратвы), легкую ностальгию по еще одному прожитому году и робкую надежду, что год грядущий окажется лучше уходящего. Герои "Иронии судьбы" подкупают тем, что в Новый год они несчастливы, хотя бы по сравнению с теми зрителями, которые в кругу семьи смотрят телевизор. Поэтому им, героям, сопереживаешь, сочувствуешь, в тайне радуясь, что ты-то сам нормально встречаешь Новый год, они как свои, родные, у них все как у нас, у людей, то есть все через жопу. Ну и, конечно, там гениальные песни, и гениальные актеры, и голос Пугачевой, и бесподобные крылатые фразы. И потому вроде и ничего особенного, а смотрится, смотрится вот уже 40 лет...

5. Служебный роман, 1977 г. Безусловно, один из лучших фильмов Рязанова. И невероятно актуальный в наши дни, когда множится класс офисных работников. Тут вам и превращение сухой и строгой грымзы-начальницы в любящую женщину, и служебные интриги, и предательство, и безответная любовь. Тоже комедия и тоже почти сквозь слезы. И удивительно рабочая среда тех лет походит на сегодняшнюю - далеко не все в мире меняется, к сожалению, а может, к счастью. "Служеьный роман", соответственно, триумфальная роль великолепной Алисы Фрейндлих.

6. Гараж, 1979 г. Мощнейшая социальная трагикомедия. Невозможно представить себе в застойные 70-е выход такого откровенного фильма, однако же вот он. В отличии от других фильмов Рязанова в "Гараже" не один или два центральных героя, а множество равновеликих персонажей. Это такой полуторачасовой камерный, развернувшийся в одной комнате, мини-сериал. Срез эпохи, со всеми её пороками. Очень острый, доводящий как до смеха, так и до слез фильм. Актуальный, более чем актуальный.

7. Жестокий романс, 1984 г. Лариса Гузеева, сейчас ведущая популярной телепередачи, никогда не была и не будет так хороша, как в "Жестоком романсе". Это великолепная экранизация великолепной пьесы Островского. Такое слегка михалковское кино, с Михалковым в одной из главных ролей. Очень психологичное, очень захватывающее, очень пронизывающее, очень драматичное. Гениальный фильм, очень точно прописывающий русскую душу.

8. Дорогая Елена Сергеевна, 1988 г. Тоже камерный фильм и история, словно пьеса. Но это уже перестройка, новое время. Столкновение умирающей идеологии с молодыми зачатками капитализма, спроецированное на принципиальную учительницу и её юных циничных учеников. Фильмы про жестоких детей и сейчас неизменно популярны (вспомнить хотя бы прошлогодний "Класс коррекции"), и всегда эта тема актуальна и вызывает большой резонанс. Рязанов, которому уже за шестьдесят, невероятно прочувствовал эту историю, невероятно смело и честно изобразил её на экране.

9. Небеса обетованные, 1991 г. Кинокритики последние дни вспоминали много фильмов Рязанова, однако не встретилось мне, у сожалению, упоминаний об этом фильме, который я считаю чуть ли не шедевром и одной из лучших работ Рязанова. Может быть потому, что детство и юность мои пришлись на 90-е, это смутное криминальное время. Нищета и свобода, желание выйти наконец из рамок, сбежать в какой-нибудь лучший мир. Это желание в фильме реализуется фактически, в виде поезда, увозящего бомжей на небеса, спасаемых, ха-ха, пришельцами. Некой высшей силой. Измученный народ, кризис духа, смерть одного государства и рождение другого. Этот удивительный фильм стал апофеозом творчества Эльдара Рязанова. После него Рязанов кончился, кончился вместе с Советским Союзом. Может, исписался, может, возраст, а может, просто потерял себя, растворился в новом времени. Задачу свою Эльдар Александрович выполнил, дай бог каждому, и еще прожил 24 года, и еще снимал, и еще видел, как все меняется, еще думал, еще чувствовал.
Разве это не здорово, что жил рядом с нами такой человек?
Вечная память, Эльдар Александрович.

@темы: рецензии (фильмы), новости, кино

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Яна и я

главная