Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
Недавно на "Афише Воздух" увидела несколько статей про развитие отечественной стендап-комедии, основателем которой считается у нас "Comedy Club". Не знаю, с чего вдруг об этом вспомнили, может, ненавязчивая реклама, честно сказать, мне все равно. Однако историю развития "Comedy Club" я проглядела и увидела, в частности, один факт - резиденты шоу "Comedy Club" принимали участие в передаче Александра Гордона "Гордон Кихот" (2008 год). Я эту его программу в то время не смотрела и стало интересно познакомиться с ней на примере выпуска про "Comedy Club".
Ну, честно говоря, не смотрела, и слава богу - "Гордон Кихот" меня не впечатлила, массового зрителя, видимо, тоже - вышло всего 19 выпусков передачи. Пригласили они резидентов (это иностранное слово мне режет слух, как и само название шоу, понятно, все это иностранные заимствования от западных родоначальников стендапа, поэтому придется и мне оперировать данными понятиями, деваться некуда), их там было много, но в чем смысл программы, лично мне осталось не понятным. Гордон, вроде как, выступает оппонентом своего гостя, кроме того, у гостя есть несколько защитников и несколько противников. Цель Гордона осталась не ясна - противники "Comedy Club" были сами за себя, Гордон - сам за себя. Причем, если в том же "Закрытом показе" Гордон прекрасно совершал модерацию и умел направить разговор в нужное русло, то здесь он почти отстранился от дискуссии, из-за чего она периодически перерастала в гвалт и очень многие просто не смогли нормально высказаться. Единственным, кто более или менее внятно высказывался, был Гарик Мартиросян, у котрого язык, как известно, очень хорошо подвешен. Я помню Гарика на "Школе злословия", кстати, ведущие отнеслись к нему тогда весьма благосклонно. Основной их претензией было: все начиналось очень круто, но потом вы продались и превратились в конъюнктурщиков. Ту же примерно мысль пытался донести и Гордон, которому общая дискуссия была совершенно не интересна, казалось, он провел программу лишь с целью высказать некоторые собственные мысли, что он и сделал в конце, перед этим отпустив резидентов и не дав им оспорить собственное мнение. В результате, передача вообще потеряла всякий смысл. Примерно такое же недоумение по поводу происходящего возникло у Павла Воли, который вообще не понял, к чему и зачем ведется весь разговор. Здесь я с ним была солидарна, хотя терпеть не могу сценический образ этой личности, отвратительной как внешне (тощий, лицом похожий на крысу), так и внутренне (ведет себя высокомерно, говорит хамовитым тоном, при этом ничего из себя не представляет и никаких талантов в себе и своем творчестве не несет).
Возвращаясь к Гордону, тот в отношении "Comedy Club" высказал несколько тезисов общей продолжительностью в минуту при 49 минутах бессмысленной болтовни защитников и противников "Comedy Club", и более внятных высказываниях Мартиросяна. Что я запомнила: 1) страшен не сам "Comedy Club", а то, что смеется над его шутками такое огромное количество людей, из чего возникает опасение - а не является ли этот факт приговором, свидетельствующем о моральном разложении нашего современного общества, которому (моральному разложению), получается, способствует "Comedy Club"? 2) почему вы не делаете пародий на Путина и Медведева?, другими словами, почему нет политической сатиры - это плохо 3) частое использование прекрасного русского мата ведет к его обесцениванию, и это не правильно. Забавно смотреть это теперь, когда введен закон о запрете мата. В далеком 2008 об этом и подумать не могли, зато Путина защищали рьяно, и, думаю, почти искренне.
Мне захотелось самой поразмышлять над этими тезисами, то есть, по сути, над самим феноменом "Comedy Club", а в качестве примера приведу единственного человека, которого знаю более или менее хорошо - себя. "Comedy Club", конечно же, явление вполне закономерное в историческом развитии нашего общества. В США и странах западной Европы стендап-шоу стали развивать тогда же, когда и телевидение - в 60-70 гг 20 века. У нас тогда был СССР, понятно, что ни о каком стендапе не могло быть и речи. Когда же произошла смена политического строя и цензуру как бы отменили (как оказалось, не надолго), мы с опозданием стали перенимать западный опыт, в том числе и в юморе, и, естественно, до нас дошел и стендап. Теперь этот жанр также популярен и у нас. Так что никакого массового падения нравов не происходит, просто стендап востребован современным обществом, это нормальный исторический процесс, и наша страна в этом плане не стала исключением. Другой вопрос о том, как реализовался этот жанр у нас и именно посредством "Comedy Club". Не берусь сравнивать с зарубежными аналогами, однако еще в 90-е годы, годы моего детства, когда на нас нахлынул поток американской культуры, мы эту культуру поглощали, как дети, довравшиеся до сладкого, однако непременно при этом повторяли вслед за Задорновым: "Американцы - тупые". Фу, какая низкая у них культура, это же сортирный юмор! А мы совсем не такие, у нас просвещенная нация, у нас высокая культура. При этом нация спивалась, торговала ваучерами, делила ресурсы и мочила друг друга среди бела дня. И вот, прошел какой-то десяток лет, и мы, все такие высококультурные и нравственные, подсели на "Comedy Club" с его откровенно пошлым и сортирным юмором. Мы смотрим пошлые американские комедии, и никто уже не говорит о разнице в культурных уровнях. Потому что в плане восприятия юмора уровень у всех, хоть у американцев, хоть у русских - одинаковый. Чем сильнее попирается табу, тем смешнее, разница лишь в индивидуальных вкусовых предпочтениях. Однако и сказать, что "Comedy Club" стал откровением, у меня язык не поворачивается, ибо для меня лично - это не так. В детстве я с упоением смотрела "Аншлаг" и "Кривое зеркало", блистательные номера Петросяна, Задорнова, Новиковой, Дроботенко, Коклюшкина и многих других. Потом уже появились Новые Русские Бабки и т.д. и это тоже было здорово. "Comedy Club", когда он появился, сразу же стал транслировать: мы - ответ затхлому, изжившему себя юмору времен Петросяна. Но для меня лично, ни тогда, в детстве, ни сейчас этот юмор не кажется затхлым и неактуальным, ненужным. Единственное, что тогда раздражало, это многократное повторение по ТВ одних и тех же выступлений. Новые появлялись редко, старые, многократно повторенные, со временем приедались. Нужны были новые лица, здоровая конкуренция. Таким конкурентом, в частности, стала молодая поросль - "Comedy Club", совершенно новый, "западный" формат. Однако появление "Comedy Club" вовсе не повод считать старую школу изжившей себя. Подобное мнение, извините за это, в наши дни ставшее мерзким, слово, но другого не подберу, пропаганда самого "Comedy Club", резидентам которого нужно было придумать себе благую цель: мы наш, мы новый мир построим, разрушим старое, создадим новое. Те, кто полюбил "Comedy Club", с радостью ухватились за этот благородный лозунг, отчасти оправдывающий обилие сортирного юмора в выступлениях резидентов - это, типа, такой протест. Я считаю, что протест этот, что в начале существования "Comedy Club", что сегодня, получился "липовый". Я обожаю мультсериал "Южный Парк" (South Park). Кто смотрел, тот понимает, какой там уровень пошлости, сортира и мата - резиденты "Comedy Club" нервно курят в сторонке. Кто не смотрел, выберите одну любую серию наугад, убедитесь сами, если не затошнит. Мне очень нравился, например, формат работы Саши Барона Коэна, его провокационные скетчи в "Шоу Али Джи", а фильм "Борат" я вообще считаю шедевром. Кто смотрел (у кого нервы не сдали), тот опять-таки, понимает: "Comedy Club" просто дети малые по сравнению с таким уровнем пошлости и непотребства. Я уже молчу про "Бивиса и Баттхеда", про МТVишные программы, на которых я росла. Помню, как-то попросила отца записать мне на видеокассету (у нас были видики, много, у меня в комнате был свой, мы были бедные, по мне так почти нищие, но технику отец любит - видики, видеокамеры, магнитофоны с усилителями, электрогитары - этого добра у нас всегда хватало, поэтому пользование видеомагнитофоном я освоила с детства) программу, которую вел Вася Стрельников, уже забыла, как она называлась. Отец записал только клипы и вырезал все, что говорил Вася. А меня интересовали в первую очередь Васины опусы. В ответ на мое возмущение отец, который со своими друзьями на матерном языке разговаривает, сказал, что то, что говорил Вася, слушать вообще невозможно - сплошное непотребство. Так вот, для меня МТV конца 90-х - это был протест, "Южный Парк" - это протест, образы Саши Барона - это протест, даже "Наша Раша" - тоже годится (и тоже, кстати, копирка зарубежного, кажется, британского шоу). А "Comedy Club" - это "липовый" протест, это пошлятина бессмысленная, пошлятина ради пошлятины, а тогда уже становится не смешно и не круто, а просто противно. Я смотрела некоторые выпуски, когда была у родителей или еще у кого-то в гостях, когда сама не выбираешь, что смотреть, но дома, за все последние 10 или сколько там лет я ни разу сама эту программу не включила, ни разу, клянусь. То, что я смотрела в гостях, ну, что-то смешно, даже очень смешно, остроумно, но потом следующий скетч оказывается тупым, неинтересным, бессмысленно пошлым, таким, что хочется переключить канал, а если не дают, то хотя бы плюнуть в экран, а то, что было до него - забывается. И каждый выпуск такой - нет какой-то четкой организованности, идеи, общего смысла, общей темы, общего уровня. Представьте, что вы едите, например, вкусное мороженое, и вдруг обнаруживаете, что внутри него плавают куски дерьма. Вы ведь не станете выковыривать дерьмо, чтобы доесть мороженое, вы просто его выбросите, вместе с дерьмом. Вот так и "Comedy Club" для меня - мороженое с дерьмом, и ради островков мороженого я не буду есть дерьмо.
Что касается второго тезиса, о котором говорил Гордон - отсутствие политической сатиры, идущей вразрез с курсом нашей страны, вот это как раз и показывает слабость шоу "Comedy Club". В "Южном Парке" политическая и социальная сатира, в том числе осмеяние родной страны, Америки, присутствует в равной степени с туалетным юмором - там высмеяно все, что только может быть высмеяно, начиная от войны во Вьетнаме и заканчивая Иисусом Христом. Саша Барон Коэн, разыгрывая с ничего не подозревающими американцами свои провокационные скетчи, часто рисковал собственной жизнью, и это не преувеличение. Настоящий протест, безусловно, обязан затрагивать политическую сферу. Но в "Comedy Club" я этого никогда не видела. Касались коррупции, в общем, да, это было, и неплохо исполнялось, но не более того. В "Нашей Раше" смелых высказываний больше - там осмелились высмеять двух депутатов, не понятно, какой партии, но конкретно тоже не пошли, остановились на социальной сатире. В 90-е гг всех политиков открыто высмеивали то ТВ, с приходом Путина это стало невозможным.
Последний пункт - про обесценивание мата. Этой теме была посвящена, например, одна из серий "Южного Парка", где слово Fack за 20 минут (это продолжительность серии) употребили более 100 раз. Но, если серьезно, самые большие ханжи - это именно те, кто разговаривает матом, но при этом приходит в ужас от одной серии "Южного Парка". Именно те, кто боится услышать мат с экрана телевизора или компьютера, кто боится посмотреть на самого себя со стороны. Поэтому в протестном юморе мат, конечно, необходим. Но не бесцельный, а мат со смыслом, мат, как инструмент, создающий ореол вседозволенности, которой нет и не может быть в нашей повседневной жизни. Человек, который в принципе не употребляет мат, не начнет его использовать, даже если целый все дикторы начнут материться в каждом эфире. Здесь только два фактора имеют значение - уровень воспитания и уровень стресса. Что интересно, я в жизни никогда не материлась при людно, да и сейчас, наверное, не смогу. Но дома за последний год, как раз после ввода закона о запрете мата, стала материться, как сапожник. Не из протеста закону, а из-за стресса, такого, какого не было за все время жизни и работы, так совпало, поэтому, запрещай, не запрещай, обесценивай, не обесценивай - внутренний барьер у каждого свой, и преступить его не так просто. И уж точно творчество резидентов "Comedy Club" здесь не станет главным фактором.
В заключение хочу сказать, что, если раньше я любила кричать: выключи! как можно такое смотреть!, то сейчас я этого не делаю. Кому-то не нравится то, что смотрю я. С чего я взяла, что то, что смотрю я, не разлагает меня морально больше, чем других их любимые передачи? Это нормально, у каждого свои вкусы. Насколько пагубны эти вкусы? Настолько же, насколько и любые другие - предпочтения нездоровой пищи, вредные привычки и т.д. Мы все отдаем себе отчет. Кого-то затягивает, кто-то деградирует, да, и это печально. Можно предостерегать, но запрещать - бессмысленно. Смотрите, что хотите, пока есть, что смотреть. Единственная программа, от которой я в настоящий момент рекомендовала бы категорически отказаться - это "Новости" Первого канала. Лучше уж "Comedy Club".

@темы: передачи, юмор