Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
В преддверии очередного Венецианского кинофестиваля я решила рассмотреть программу 2013 года.


Название: Том на ферме (Tom à la ferme)
Год: 2013
Страна: Канада, Франция
Жанр: драма, триллер
Режиссер: Ксавье Долан
В главных ролях: Ксавье Долан, Пьер-Ив Кардинал, Лизе Рой

Интересно получилось у меня с этим фильмом. Когда-то я очень ждала возможности его посмотреть, как очередную работу уже полюбившегося мне Ксавье Долана. Посмотрев, наконец, фильм в интернете, с корявыми любительскими субтитрами, я была откровенно разочарована: от стилистики, присущей ранее Долану, не осталось и следа. Это был совершенно другой фильм - мрачный классический фестивальный арт-хаус, лишенный, казалось бы, всякой режиссерской индивидуальности. С одной стороны, закономерно - молодой режиссер, пробиваясь в большое фестивальное кино, вынужден создавать конъюнктурный продукт, грубо говоря, быть "как все", с другой же стороны - потерять интереснейший клиповый, музыкальный, пост-модерновый стиль (хоть тысячу раз скажите мне, что вторичный и малоценный, а все же он для меня стал дороже многих работ признанных мэтров) Ксавье Долана так скоро, оказалось для меня большим человеческим огорчением.
И вот теперь, пересмотрев сейчас "Тома на ферме" в русской озвучке, с отличным переводом, уже переварив былое разочарование и смирившись с тем, что отныне и впредь у нас будет уже совсем другой Долан, у меня появилась возможность еще раз проанализировать фильм, взглянув на него уже более объективно. И, надо сказать, что пересмотр дался мне на удивление легко, а это означает, что в картине, все-таки, заложено нечто любопытное, проявляющееся не сразу. Если предыдущие картины Долана, наравне с идеей, цепляли именно своей стильной визуализацией, подкрепленной мощным саундтреком, то "Том на ферме" лишен стиля вообще, равно как и какого бы то ни было заигрывания со зрителем. Это холодный триллер, местами затянутый, несколько в стилистике, ну, например, "Твин Пикса", с абсолютно безликим музыкальным сопровождением (если не считать пары сносных песен - одна, знаковая, звучит на похоронах, другая - фоном, в развязочной сцене в баре, но это, ей-богу, смешно, по сравнению с тем, как потрясающе ранее использовал Долан музыку в своих фильмах). Таким образом, режиссер сознательно убивает все, что могло бы отвлечь зрителя (картинку, стиль, саундтрек), чтобы сосредоточить его внимание на главном - на серьезной и, не кривя душой скажу, страшной центральной идее картины - на осознании того, что насилие не может быть допустимо и оправданно ничем, даже если насильник - твой близкий человек. Если копнуть еще чуть глубже, то можно попробовать углубиться в психологию гомофоба и порассуждать об особенностях гомофобного поведения. Вот тут, на мой взгляд, кроется главное достоинство фильма, ибо историй не о геях, а именно о гомофобах в кинематографе не так уж и много. Это тема нелицеприятная. Многие любят кричать на всех углах о своей ненависти к геям, однако, увидев себя при этом со стороны, увидев всю мерзость морального и физического насилия одного человека над другим, всё также будут они уважать себя и гордиться своей позицией? Не думаю. Именно поэтому "Том на ферме" при первом просмотре вызывает стойкое отторжение, даже если убрать обманутые ожидания увидеть очередную вкусную конфетку от Долана - настолько болезненна эта тема, не зависимо от вашей ориентации. И на это, кстати, нужно немалое мужество - вот так взять, и перечеркнуть все, с чего начинал, стать абсолютно другим и от рассказа о проблемах пубертатного периода перейти к проблемам гораздо более острым, болезненным и значительным. И, все-таки, господа, это не совсем конъюнктура, это все-таки личное, и не каждый гей (а Долан - гей, кто не в курсе) решится представить на обсуждения подобные проблемы именно в таком ракурсе - не как зло однозначное, а как попытку оправдать, понять причины этого зла. Долан может себе позволить подобную резкую смену курса и стиля, ибо он пока еще молод (бесстыдно молод, на момент выхода этого фильма ему было 24 года, сейчас ему 26) и, надеюсь, по-прежнему талантлив. Однако, удалось Ксавье далеко не всё. Режиссер, сыграв еще и главную роль Тома, и вытянув эту роль вполне уверенно, четко и продуманно, слегка потерялся на чужом поле, т.е. в чужом формате. Без фирменной стилистики и без музыки, которые больше не отвлекают глаз и ухо, режиссура местами выглядит неумело, как-то слишком простенько. И хотя положение спасает качественный монтаж, благодаря которому фильм смотрится динамично, все-таки "Тому на ферме" не достает некоторой цельности и гармоничности. Самому сюжету, основанному на одноименной пьесе, откровенно говоря, этого тоже не достает, либо Долану, как сценаристу, все же не удалось раскрыть его в полной мере. Отдельные режиссерские ходы, впрочем, весьма неплохи - здесь Долана не в чем упрекнуть: воспоминания о караоке, мертвый теленок, парень с разорванным ртом, показанный со спины (там вообще через весь фильм проходит это ощущение неоднозначности - не разжевали, а показали только верхушку, только чуть-чуть видно, но этого уже более, чем достаточно) и т.п.
Несколько слов о сюжете. Том приезжает на похороны своего возлюбленного и знакомится с его (возлюбленного) старшим братом Франсисом - этаким альфа-самцом, который сразу же начинает третировать Тома, вплоть до физического избиения, с целью не позволить ему рассказать правду об ориентации брата. Тем не менее, и после похорон Том остается на ферме, постепенно привязываясь к своему мучителю, тот же, в свою очередь, тоже нуждается в Томе, как в иллюзии младшего брата и спасении от одиночества. Том терпит побои и постепенно начинает даже получать от этого удовольствие, однако, узнав, что Франсис изуродовал предыдущего любовника своего брата, из страха, что откроется правда (а, может, и из ревности к брату, а, может, и сам Франсис убил своего брата, хотя ничего в фильме об этом не говорится), Том сбегает с фермы, бросив Франсиса. В конце, случайно, на заправке Том видит того самого изуродованного парня, на чем и заканчивается фильм. Плохо обоснованна как привязанность Тома к Франсису, так и его последующее бегство (если этот агрессор даже родную мать мечтает грохнуть, так на что же рассчитывал герой, что он особенный, что ли, и с ним того же не случится?), посему я и говорю, что фильм сыроват и несколько поверхностен. Однако, вполне возможно, что именно такое изложение материала и побуждает зрителя к большим размышлениям - попытаться понять не совсем очевидную мотивацию героев.
В целом "Том на ферме", оставшийся в Венеции без наград (может, и незаслуженно, но еще слишком молод, еще успеет наполучать), кино из разряда ставящих вопросы, а не дающих ответы. Кино психологическое, слегка старомодное, от которого лично я уже порядком отвыкла, углубившись в модную нынче социальную драму и неореализм, кино неоднозначное и не особо впечатляющее, но некоторым образом устрашающее и наводящее на размышления, как и всякое произведение, поднимающее темы нелицеприятные. То, что такой фильм ни с того ни с сего снял 24летний вундеркинд Долан, удивляет гораздо больше, нежели сюжет самой картины. Тем не менее, нравится нам это или нет, но "Том на ферме" открывает очередную страницу в творческой биографии Долана. В кого Ксавье превратится дальше - покажет время, которого, надеюсь, у него еще много осталось.

Название: Жена полицейского (Die Frau des Polizisten)
Год: 2013
Страна: Германия
Жанр: драма
Режиссер: Филип Грёнинг
В главных ролях: Александра Финдер, Давид Зиммершмид, Пиа Клеман

И еще один фильм о насилии, весьма поучительный, если, конечно, зритель вытерпит трехчасовой хронометраж и, мягко говоря, нединамичный темп повествования. Насилие в семье, на мой взгляд, одна из самых болезненных проблем, возникающих в личных отношениях. Раскрывать эту тему всегда неприятно, однако, к сожалению, горькую пилюлю зрителю необходимо вытерпеть, ибо чем сильнее отвращение к происходящему на экране, тем лучше оно вбивается в память. А помнить о таких вещах нужно каждой здравомыслящей женщине, тем более имеющей детей, точно также, как мы должны помнить о ВИЧ и ИППП, собираясь заняться сексом без предохранения, о том, что нельзя пьяным садиться за руль или о том, что любой наркотик может привести к зависимости после первой же дозы. Физическое насилие в семье (разбирая распространенный случай, когда муж избивает жену, что и показано в фильме, случай же обратный, конечно, тоже имеет место быть и есть проблема, но, все же, насилие жены над мужем - явление не столь частое), собственно, становится проблемой только в том единственном случае, когда жена молчит и терпит, ибо оно просто не может иметь продолжения, если при первом же факте такового жена не собирает детей и чемоданы и не съезжает, не забыв обратится с заявлением в полицию. Увы, в большинстве случаев превалирует сценарий "молчит и терпит". Чем это заканчивается - очень хорошо показано в фильме "Жена полицейского". Не случайно это фильм германского режиссера, да и сам герой Уве актера Давида Зиммершмида, даром, что мастью истинный ариец, носит гитлеровские усики тоже не случайно. Уве, честно говоря, больше похож на дистрофичного забитого жестоким начальником офисного клерка, нежели на полицейского. Работа его, в тех эпизодах, где она показана, выглядит каждодневной рутиной - патрулирование шоссе, сбитый олень, авария. Никакого экшна, никакого риска, только фотографировать место происшествия да отвозить трупы. Может, такая работа как раз и доводит людей до ручки? Так или иначе, Уве - типичный рефлексирующий слюнтяй, который вымещает стресс, обусловленный какими-то личными комплексами, на беззащитной жене. Он бьет её, потом плачет, просит прощения и все, вроде бы, становится хорошо, как и всегда, но приступы неконтролируемой агрессии Уве случаются все чаще, а синяков на теле жены становится все больше. Постепенно Уве наглеет, а жена начинает курить и пить прямо дома (больше то ей пойти некуда) и постепенно уже сама доходит до ручки. Особенность картины в том, что повествование, состоящее из малюсеньких, по 2-3 минуты эпизодов, как из лоскутков, сосредотачивается не только на насилии, но и на многочисленных умилительных моментах семейной жизни, когда у супругов все хорошо, они любят друг друга и счастливо проводят время с маленькой дочерью. Понятно, что Кристин, жена полицейского, не хочет эту идиллию разрушать и лишать дочку папы. К тому же семья бедна, т.е. уйти ей, по всей видимости, некуда. Кристин не понимает, что происходит. Все у них прекрасно и вдруг муж взрывается. Это кажется чем-то фантастическим, нереальным. И она не верит по-началу, она думает, вероятно - ничего, просто у него был стресс, а дальше все будет в порядке. Вот такое нежелание поверить сразу же и признать, что ты живешь с психически больным человеком и родила от него ребенка, и губит женщину. Постепенно она понимает, что ничего уже не изменится - становится только хуже. Тогда она запивает и начинает провоцировать мужа, показывая свое избитое тело дочери. Уве же в ответ использует дочь, объясняя девочке, что у мамы такая болезнь - чуть-чуть её ущипнешь и уже синяк появляется, тем самым давая жене понять, что она не сможет им манипулировать. Не трудно догадаться, чем в итоге кончается история - Уве, не рассчитав очередной удар, убивает жену, потом садится на пол и плачет, а дочка приносит одеяло - укрыть маму, которая, вероятно, спит. Уве, естественно, посадят, девочку отдадут в приют или приемной семье, её жизнь и психика навсегда останется искалеченной (песенная сцена-фантазия, в которой мама топит дочку в ванной, вероятно, символизирует то, что мать собственноручно загубила жизнь дочери - не физически, но морально, и не со зла, а по глупости, "напевая песенку") - вот чего добилась Кристин своим долготерпением. На протяжении всего фильма показывают старика, завтракающего в одиночестве. Не трудно догадаться, что это Уве, уже отбывший свой срок. Естественно, он один, никому не нужный, бить и унижать ему больше некого, кроме, разве что, себя. Последний кадр - спящая, а потом открывающая глаза девочка - укоряющие глаза ребенка говорят лучше всяких слов. "Жена полицейского", чего уж тут кривить душою, кино тяжелое - вялое, медлительное, да к тому же психологически болезненное. Но, опять-таки, не покривив душою, не могу не порекомендовать в обязательном порядке потратить три часа своего драгоценного времени на этот фильм. Такие картины многому учат, да, будет неприятно, но зато запомнится. Молодым девочкам такие вещи надо вдалбливать в головы, особенно в нашей стране, да как и везде, впрочем - насилие в семье - проблема глобальная и вечная. Картина получила престижную награду - специальный приз жюри. Априори справедливо.

@темы: лгбт-тема, фестивальные обзоры, рецензии (фильмы)