Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов

Продолжаю открывать для себя молодые таланты. Не так давно писала про Ксавье Долана, который сейчас сидит в жюри Каннского кинофестиваля, теперь есть повод последить за еще одной интересной и, чего уж там лукавить, привлекательной личностью - актером Томом Хиддлстоном.
Привлек он мое внимание, как и внимание зрителей всего мира, ролью Локи в экранизациях комиксов по вселенной "Марвел". Причем, как оказалось, это была далеко не первая моя встреча с творчеством Хиддлстона - в 2013м Том сыграл в замечательном фильме культового Джима Джармуша "Выживут только любовники" главную роль вампира Адама. Почему я, оставив данный фильм в своей коллекции, не выделила еще тогда особо этого артиста? Возможно, потому, что характер героини, которую изображает партнерша Хиддлстона, Тильда Суинтон, в картине раскрыт полнее, ярче и интереснее. Тильда бесподобна в образе вампирши Евы, она напоминает древнюю богиню, холодно прекрасную, умудренную жизнью, но, при этом, еще не потерявшую к ней вкус, в отличии от слабохарактерного Адама, который пребывает в депрессии и думает о самоубийстве. Слабый мужчина всегда выглядит в паре не выигрышно на фоне сильной женщины. Ева, таким образом, явно перетягивает внимание зрителя на себя, выполняя роль не только возлюбленной, но и заботливой старшей подруги, заменяющей Адаму, возможно, старшую сестру или мать. Стоит заметить, что и актерский опыт Тильды значительно богаче Тома, ведь она на 20 лет старше его, и совсем скрыть эту разницу от зрителя не удается. Однако в целом, если рассматривать их как пару, а не по отдельности, то Хиддлстон-Суинтон создают на экране идеальный тандем, символизирующий умирающий вид существ из далекого прошлого, словно олицетворяющих ностальгию человечества по ренессансу. Оба актера органично вписались в атмосферу, созданную Джармушем. Герой Хиддлстона просто остался несколько в тени, а потому, возможно, и не снискал с первого взгляда моего особого внимания. Удивительно же вообще то, что в каждой роли Том совершенно разный. Никакой ассоциации не возникает с Локи, глядя на вампира Адама или же на Кая Марция из "Кориолана". Хотя единственное различие героев в прическе и цвете волос. Почему, посмотрев три марвеловских кинокомикса, мне даже в голову не пришло, что этого актера я совсем недавно видела в другой роли.
Но, начала я почти что с конца. Хотя настоящая мировая карьера Хиддлстона, можно сказать, началась совсем недавно - четыре года назад. Кем он был до этого? Перспективным британским актером внутри страны. Снимался с 1999 в ТВ-фильмах и сериалах, параллельно играл в театре. Обеспеченная семья дала ему хорошее образование, он учился в Кембридже, знает несколько языков (в том числе латинский и греческий), окончил Королевскую академию драматического искусства, в которой, к слову сказать, учился когда-то и Энтони Хопкинс (пусть и за 50 лет до Тома), а потому, встретившись на съемках голливудского блокбастера "Тор", этим двум британцам было что вспомнить. По-началу большего успеха Том достиг в театральной карьере, получив даже в 2008 года несколько наград в данной области. Далее пошел рост и в кинокарьере - съемки в сериале "Валландер" с Кеннетом Браной, и уже одна из главных ролей в фильме "Архипелаг" (2010). Но все опять-таки, местного производства, известность в пределах своей страны. Другой бы и этим был рад - работа есть, причем разноплановая, а времени еще много - ему всего-то 30 лет. Не многим иностранцам удается в таком возрасте попасть в Голливуд, да еще и обрести мировую известность. Хиддлстону удалось - в 2011 году он вытянул счастливый билет. Будучи еще по театру и по "Валландеру" знаком с Кеннетом Браной, Хиддлстон приходит на пробы в новый фильм Бранны - "Тор", тот самый кинокомикс по вселенной "Марвел", повествующий о героях волшебного параллельного мира, созданного авторами комиксов по мотивам скандинавской мифологии. Роль в примитивном голливудском кинокомиксе сегодня может открыть перед любым актером все двери, превратив его в живую легенду для сотен миллионов бешеных фанатов со всего мира. И не нужно десятилетиями пахать в поте лица, оттачивая филигранное мастерство игры, превозмогая себя в тяжелейших ролях, мечтая о заветной номинации на "Оскар". Богатство и слава в одночасье, безо всякого труда, только изобрази какого-нибудь чудака "Бердмэна" в супер-костюме, произносящего за весь фильм десяток дежурных фраз. Том пробовался на роль Тора, главного героя фильма, светловолосого горячего и не слишком умного, зато накаченного парня с божественным происхождением, орудующего громовым молотом. Вместе с ним на эту роль пробовалось еще куча народу, начиная от Ченнига Татума и заканчивая ДиКаприо (по слухам) - можете себе представить. Бранна, конечно, был не дурак, прекрасно понимая, что утонченному и никому не известному Хиддлстону роль Тора не подходит ни по каким статьям. Но предложил Тому сыграть роль младшего брата Тора - Локи, тщедушного злодея, на которого пробовались также Джим Керри и Джош Хартнетт. Хиддлстону, накачавшемуся и набравшему около 10 кило, пришлось голодать, худея на 15. В итоге "Тор", как и его продолжение "Тор 2: Царство тьмы" (2013) получился плохеньким, глуповатым, зато накачанным под завязку спецэффектами подростковым кинцом, смотреть которое, в отличии от "Мстителей" не было бы совершенно никакой необходимости, если бы не роль Локи, блистательно исполненная Хиддлстоном. Локи завоевывал зрительскую любовь ступенчато, три года подряд. Появившись впервые в "Торе" (2011), этот персонаж заиграл новыми красками, став антагонистом команды Мстителей в фильме, собственно, "Мстители" в 2012 году. Там уже был вменяемый сценарий и куча классных супергероев и все они боролись с Локи, который на их фоне не только не затерялся, а напротив, эффектно украсил собой историю. Во втором фильме о "Торе" - "Царство тьмы", вышедшем в 2013 году, Локи окончательно утвердил себя в роли всеобщего идола. Если картина Бранны в целом имела хоть какую-то логику и местами даже была смешной, то в продолжении, снятом уже другим режиссером, сценаристы неожиданно решили забить на всех, кроме Локи. Все сцены с Локи в "Царстве тьмы", с поправкой на общую бредовость и подростковую примитивность истории, выглядят интересно, а концовка вообще рвет шаблон, и, опять таки, она касается Локи, а вот все остальное в этой картине попросту не заслуживает внимания. Такое откровенное лоббирование Локи, которое стало возможным благодаря неповторимому образу, созданному Хиддлстоном на основе его театрального опыта игры шекспировских героев, и природному обаянию этого актера, привело к тому, что зрительская популярность Локи превзошла популярность собственно Тора, которого играет ходячий валенок Крис Хэмсворт. Девчонки всего мира исходят слюной при виде Хиддлстона в образе Локи, пока Тор Хэмсворта нервно курит в сторонке, а фанаты франшизы собирают петиции с требованием снять про Локи отдельный полнометражный фильм. И уже с 2011 ярмо героя кинокомикса дает свои плоды - Вуди Аллен без проб зовет на маленькую роль в его новой картине "Полночь в Париже", Спилберг, опять таки, без проб (посмотрев, правда, вовсе не "Тора", а одну короткометражку с участием Тома) тоже зовет на роль в своем, правда, детском и порядком отстойном фильме "Боевой конь", главная роль в чувственной мелодраме "Глубокое синее море" и дальше пошло-поехало. В 2012 году Хиддлстон снимается в великолепном мини-сериале BBC "Пустая корона", экранизации трех произведений Шекспира - "Ричарда II", "Генриха IV" и "Генриха V". Том играет главную роль Генриха V, играет во всех отношениях потрясающе. Эта роль, пожалуй, на сегодняшний момент его величайшее достижение в карьере, и самая желанная работа для выпускника RADA. Кстати, награды он получил и за неё. У палки, впрочем, два конца: подобная популярность может закрыть актеру двери в интеллектуальное кино, а Хиддлстон, конечно же, не мечтает играть Локи до конца своей жизни. Впрочем, пока что Том умело справляется с разграничением задач - с 2013го в кинокомиксах получилось сделать перерыв - в продолжении "Мстителей" Локи не фигурирует, а продолжении истории про "Тора" - "Рагнарек", запланировано лишь на 2017й год. Хиддлстон использует дарованное ему время разумно - в 2013 он снялся в арт-хаусной картине Джармуша "Выживут только любовники", о которой я уже упоминала выше. Фильм участвовал в основной программе Каннского кинофестиваля 2013 года и для карьеры Хиддлстона роль Адама - безусловный и пока что самый яркий плюс. При том, что ролей у Тома в 2014 году было не много - он продолжает отдавать время театру. Весьма недурственный спектакль лондонского театра "Донмар" "Кориолан", в котором Том сыграл главную роль Кая Марция снят на видео для британского ТВ. Мне посчастливилось посмотреть эту постановку, собственно, из-за неё и решила написать этот пост. Трагедия Шекспира "Кориолан" почему-то не очень популярна в сравнении с другими произведениями великого автора, хотя сюжет этой пьесы интересен и, главное, актуален по сей день. Конечно, мне очень хотелось сравнить театральную постановку с фильмом Райфа Файнса 2010 года "Кориолан", где Файнс выступил и в качестве режиссера и в качестве актера, исполнителя роли Кая Марция. И режиссерский дебют знаменитого британского актера вышел весьма неплохим, во многом благодаря ослепительной игре Файнса. Если сравнивать двух Кориоланов, сыгранных Файнсом в его фильме и Хиддлстоном в спектакле постановки Джози Рурк, то можно по-праву признать, что оба актера (кстати, и внешне друг на друга похожие - один тип внешности) с задачей справились. Хотя Файнс, на мой взгляд, смотрится в этой роли более эффектно и сильно, он буквально вытягивает на себе фильм. Но Файнс, опять таки, почти на 20 лет старше Хиддлстона, и изображает он человека жесткого и опытного, опять же эмоций у него побольше, Хиддлстон же играет по-юношески, задорно и саркастично, эмоционально себя несколько сдерживая, из страха, видимо, где-то перетянуть, ударится в излишний пафос или мелодраму. Сценическая постановка, конечно, отличается от кинофильма - на сцене все ближе, проще, камернее. Картина Файнса, в которой он вообще перенес действие в наши дни, смотрится более масштабно с одной стороны, но с другой - местами все же сильно затянута. Пьеса, конечно, напротив, динамична и разговорна. Ко всему прочему, сценография в спектакле минималистична - декорации практически отсутствуют, не считая расставляемых на сцене стульев. Актеры играют перед большой стеной, на которой графически и с помощью проектора воссозданы надписи древних римлян, которые те в качестве протеста оставляли на стенах зданий. Цвета подобраны в моей самой любимой и, однозначно, выигрышной гамме - черное, белое, красное. На сцене и в одежде актеров (кстати, некоторые одеты в современные костюмы, некоторые - в старинные, тем самым режиссер еще более подчеркивает универсальность сюжета - его с легкостью можно перенести в наши дни, что и сделал в своем фильме Файнс) превалируют темные оттенки, в воздухе полумрак, что эффектно контрастирует с темно-красной кровью, которой покрыт Кориолан и другие воины. Реалистичность грима впечатляет - Хиддлстону сделали такие натуралистичные раны, какие делают актерам для съемках в кинофильме - выглядят неотличимо от настоящих. Многочисленный вид крови придает дополнительный трагизм сюжету, устрашая и одновременно притягивая взгляд. Сценография вообще впечатляет - идеи минимализма с одной стороны, стиль и детали, каждая из которых о чем-то говорит и создает атмосферу - с другой. Об актерском составе, за исключением главного исполнителя, следует сказать особо. Если в фильме Файнса он по большей части подобран великолепно - Джерард Батлер, Ванесса Редгрейв, Джессика Честейн, то, увы, этого не скажешь о театральной постановке. Некоторые актеры весьма неплохи - ярко и мастерски играет Менения Марк Гейтисс (один из сценаристов модного британского сериала "Шерлок", сыгравший там роль Майкрофта Холмса), Дебора Файндлей органично выписала роль властной матери Кая Марция Волумнии, великолепно смотрится Питер Де Джерси в роли полководца Коминия, друга Кая, и очень понравилась мне актриса, сыгравшая одного из трибутов, своей энергией и напором её образ сравним с Железной леди. Однако чувствуется, что актеров выбирали в некоторой степени по принципу их мелькания в фильмах и сериалах, а также принимая в расчет политкорректность - в постановке много негров, как актеры они совершенно никакие, - а никак не по соответствию внешности и мастерству их роли. Например, жену Кая Марция, кроткую и нежно любящую его, Виргилию, потрясающе играет в фильме Файнса утонченная и воздушная Джессика Честейн. В театральной постановке же эта немногословная роль досталась сериальной актрисе Биргитте Йорт Сёренсен, женщине с весьма специфической внешностью, которой, если у неё и есть актерский талант, не удалось раскрыть его в этой маленькой роли. Да простят меня поклонники Биргитты, но на сцене она что внешне, что габаритами (женщина не то, чтобы сильно полная, но в теле) выглядит корова коровой, при том что в паре с худощавым и миловидным Хиддлстоном она не смотрится совершенно. Некоторые второстепенные актеры также выглядят в постановке слабовато и не к месту, однако в целом особо впечатление это не портит. Сюжет "Кориолана", как я уже отмечала, удивительно актуален и в наши дни. Это история о взаимоотношениях власти с народом. Полководец Кай Марций, прозванный после героического захвата города Кореолы Кориоланом - доблестный и благородный воин, при этом справедливый и не алчный, однако как личность он крайне прямолинеен, спесив, высокомерен и неуступчив. Марций ненавидит простой народ, полагая, что не должно плебсу принимать участие в политической жизни страны (а в Риме была республика и правителя избирал народ). Друзья и соратники отчаянно продвигают его на должность консула в качестве награды за его многочисленные военные победы. Однако, хитрые трибуты, народные представители, используя неуступчивость Марция, настраивают народ против него, и вместо должности консула Кориолана с позором изгоняют из города. Уязвленный и ослепленный гордыней, Марций приходит в стан своего в прошлом злейшего врага - Афидия и сдается ему на милость, предлагая вместе отомстить римлянам. Марций быстро становится лидером армии Афидия и ведет её на Рим, по пути захватывая без боя множество городов. Понимая, что дела их плохи, трибуты посылают друзей и бывших соратников Марция к нему, вымолить мир, но их мольбы не трогают гордого Марция. Однако последняя попытка в лице матери, жены и малолетнего сына, которые на коленях умоляют Марция не трогать их родной город, увенчиваются успехом, Марций уступает внушению матери, отказывается от штурма Рима, за что Афидий и убивает его как предателя. При всей жестокости Кориолана, который, придя к власти, стал бы безусловным тираном, пьеса показывает и другую крайность - изменчивая народная толпа, которой легко манипулируют хитрые трибуты - это ли истинная демократия? Прошло 400 лет, много ли изменилось в наши дни? К сожалению, нет, все также народными массами манипулируют политтехнологи и СМИ, прекрываясь идеей демократических свобод, с одной стороны, а альтернативой все также выступает жестокая диктатура. Трагедия Кориолана заключается и в его воспитании - властолюбивая мать взрастила в нем непомерную гордыню, она фактически использовала сына, отчаянно проталкивая его на место политика, в которые он не годился, а потом вынудила его пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти Рим - вроде бы благородный поступок, но какая мать, любящая свое дитя, пошла бы на такое? "Кориолан" обличает грех гордыни, которая отравляет человека и ведет к катастрофическим последствиям, если этот человек велик и всемогущ. Постановка "Кориолан" оказалась настолько популярна и востребована зрителем, что спектакль сняли на видео и показали на ТВ, причем не только в Британии, но и по всему миру. Роль Тома Хиддлстона запомнится зрителям надолго и она, безусловно, еще один жирный плюс в карьере артиста, талант которого как раз таки заточен на исполнение шекспировских героев, а также хороший шажок в сторону от низкопробной голливудской продукции.
Итак, обаятельный и талантливый красавец Том Хиддлстон открыл дверь в мировой кинематограф. Впереди у него, надеюсь, славное и перспективное будущее, а у меня - возможность любоваться его игрой в кино и театре еще, надеюсь, очень много лет, ведь он всего на 3 года старше. От кинокомиксов ему, конечно, надо отходить и побыстрее, надеюсь, эта прекрасная кабала не привяжет его навсегда. Если получится, и Хиддлстон начнет более грамотно подбирать роли в кино, то номинации на "Оскар" в не столь отдаленном будущем ему не избежать. Если же актер, реже снимаясь, будет отдавать предпочтение театру, для его карьеры это тоже неплохо, но мне, как и многим другим зрителям, будет обидно слишком редко видеть его на экране. Но, так или иначе, творческая зрелость Хиддлстона совпала с периодом его карьерного взлета, что случается нечасто, и актер должен сейчас использовать по-максимуму свои лучшие годы, терять время и размениваться по мелочам для него теперь недопустимо.

@темы: актеры, кино