22:57 

Берлинале 2013: "Рай: Надежда", "Золото", "Вик и Фло увидели медведя", "Во имя..."

Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
Ох, поторопилась я, расхваливая конкурсную программу Берлинале. Новая порция конкурсантов, за исключением довольно приличного для своего жанра фильма "Во имя...", разочаровывает. Впрочем, ни одна серьезная награда (за исключением приза Альфреда Бауэра - "Вик и Фло...") и этим картинам не отошла - все фавориты еще впереди.

Название: Рай: Надежда (Paradies: Hoffnung)
Год: 2012
Страна: Австрия, Франция, Германия
Жанр: драма
Режиссер: Ульрих Зайдль
В главных ролях: Мелани Ленц, Верена Лебауэр, Йозеф Лоренц

Вот, наконец, и первый отстой берлинской программы. Заключительная часть трилогии "Рай" Ульриха Зайдля под названием "Надежда" откровенно разочаровывает. Да, к сожалению, часто бывает, когда режиссер задумывает трилогию, хватает его на первый, от силы второй фильм, а вот на третий не остается уже ни фантазии, ни таланта, ни желания. После просмотра "Надежды" задаешься мыслью: что это вообще такое было? Зачем нужно было снимать этот фильм? После мощной как сценарно, так и идейно "Веры" третья часть выглядит бессмысленной вымученной поделкой, снятой, казалось бы, лишь для того, чтобы как-то закончить трилогию. Сюжет картины повествует о племяннице Анны-Марии, героини второго фильма - тринадцатилетней девочке Мелани, которую отправляют сбросить лишний вес в спортивно-оздоровительный лагерь. Там девочка влюбляется в пожилого доктора. Доктор, на вид типичный педофил, по-началу заигрывает с Мелани, давая ей ложную надежду, но потом понимает, что дело зашло слишком далеко, и обрубает концы, заявляя ей, что больше они видеться не будут. Это всё. Я не шучу, это весь фильм! Кроме несколько оригинальной завязки - лагерь для страдающих ожирением подростков, ничего новаторского в сюжете нет. Истории о подростках, истории взросления и первой любви искушенный зритель видит в каждом третьем фильме. Поведение Мелани абсолютно ничем не отличается от поведения стандартной девочки-подростка, которая попала в скучную и неприятную среду, где детей целый день муштрует физрук и их держат на диете. Даже зритель, думаю, понимает, что лагерь этот - полная херня, не говоря уже о героях истории - девочках, которые развлекают себя как могут - протаскивают в комнату выпивку, играют в бутылочку, заставляя мальчиков раздеваться и целоваться, крадут еду с кухни и сматываются в город погулять. Параллельно Мелани надеется на взаимность доктора, хотя и предстает перед ним все время в невыгодном свете, но мужчину это, кажется, не особенно волнует, напротив, он взирает на девочку еще более похотливым взглядом. Когда доктор окончательно с ней порывает, Мелани оставляет маме сообщение (история мамы рассказана в первом фильме, который я пока не смотрела), ей одиноко и тоскливо, она скучает по ней. Не бросайте своих детей, тем более не отправляйте их в такие никчемные учреждения. Вот, пожалуй, вся мысль, которую можно вынести из фильма. Ну, еще удивляет распущенность тринадцатилетних девочек - некоторые из них в этом возрасте уже потеряли девственность. Не смотря на свою полноту. Вообще героини, в отличии от их родителей, совершенно не парятся по поводу своего лишнего веса. И, пожалуй, правильно делают. Худеть надо тогда, когда сама этого хочешь, а из-под палки никогда ничего не получается. Похоже, что сам Зайдль свою "Надежду" ваял из-под палки - получилось скучно, банально и даже не смешно. Со вторым фильмом, на мой взгляд, вообще никак не соотносится. Кроме, разве что, темы личного одиночества и непонимания со стороны близких. "Надежда" на фестивале осталась, естественно, без наград.

Название: Золото (Gold)
Год: 2013
Страна: Германия, Канада
Жанр: драма, приключения, вестерн
Режиссер: Томас Арслан
В главных ролях: Нина Хосс, Марко Мандич, Петер Курт

Картина повествует о группе немецких переселенцев, которая собирается совершить пешее путешествие длиной 1500 миль на север Канады, в надежде переселиться на землю, богатую золотом. Дело происходит по время Золотой лихорадки, в конце 19 века. По закону жанра с путешественниками происходят всякие неприятные случаи: глава группы заблудился и пытался смыться со всеми их деньгами, лошади падают замертво, люди колечатся, один мужчина умирает после того, как ему отрезают ногу, поврежденную медвежьим капканом, кто-то просто впадает в отчаяние и т.д. Постепенно от 7ми человек остаются только двое, кто решается продолжить путь - беглый преступник и одинокая женщина, которые, естественно, влюбляются друг в друга. Однако счастье их было недолгим - мужчину настигают мстители (он совершил убийство) и застреливают. Оставшись одна и похоронив его, женщина в одиночестве продолжает путь на север. Финал картины остается открытым. "Золото" Томаса Арслана получился фильмом вязким, нудноватым и к просмотру, в принципе, не обязательным. Да, приключения путешественников и реалистичность, с которой они показаны, вызывает по-началу некоторый интерес. Кроме того, в фильме очень красивые виды дикой природы, а медитативная музыка создает картине атмосферу. Но к концу фильма понимаешь, что сюжетные ходы банальны, да и сама идея не совсем ясна - что хотел показать режиссер? Герои, в принципе, не отличаются особой жадностью - кто бежит от нужды, кто - от правосудия, кто - от самого себя. Но все это мы уже видели, в том числе и в тех же вестернах, не однократно. Стремление человека двигаться вперед, преодолевая трудности, и внутренняя стойкость людей того времени, вызывает некоторое восхищение, но, опять таки, есть вестерны, раскрывающие данную тему на порядок талантливее. Для обычных приключений получилось слишком нудно и затянуто, для философского кино - слабовато, а потому фильм "Золото" также закономерно остался без наград, да и без особого зрительского внимания, пожалуй.

Название: Вик и Фло увидели медведя (Vic + Flo ont vu un ours)
Год: 2013
Страна: Канада
Жанр: триллер, драма, криминал
Режиссер: Дени Коте
В главных ролях: Пьеретт Робитейлл, Романа Боренже, Марк-Андре Гронден

Фильм с довольно оригинальной сюжетной завязкой. Викторию, отбывающую пожизненное заключение, освободили из тюрьмы досрочно. Она приезжает в какую-то глушь к своему дяде. Дядя парализован, за ним ухаживают какие-то то ли соседи, то ли родственники. Вик никто не рад, вероятно, за свою жизнь она успела много набедокурить. Как и её любовница Флоранс, чувствами к которой Вик, похоже, воспылала еще на зоне. Фло откинулась чуть раньше и теперь приехала к Вик погостить. Вик любит Фло и рассчитывает, что они теперь будут жить вдвоем в своем уютном гнездышке. Однако у Фло несколько иные планы. Она вообще не хочет прозябать в глуши, к тому же ей нравятся и мужчины тоже. Но Фло вынуждена скрываться от мести некой Джеки. Поскольку Фло сидела за убийство, могу предположить, что она убила кого-то дорогого Джеки, и та отыскала её в убежище Вик и теперь намерена расквитаться. К сожалению, на этом вменяемая часть сценария заканчивается. Месть Джеки от начала до конца выглядит глупо. Зачем она вначале светилась перед Вик и даже помогает ей удобрить огород? Я подумала даже, что она отравила овощи :), но оказалось, эпизод с огородом так и остался позабыт сценаристом. Почему Фло, которая, узнав про незнакомку, уже заволновалась, до последнего бездействует? Но это еще ладно. А вот почему Джеки, поймав Фло, сначала просто ломает ей ногу и отпускает? Почему не устроить суровую месть сразу же? Можно подумать, что Джеки хотела, чтобы страдания Фло видела Вик. Но почему тогда при их последнем разговоре Джеки говорит Вик, мол, против тебя я ничего не имею, просто тебе не повезло. Значит, на Вик капканы не были рассчитаны? Самая большая глупость, конечно в том, что Фло, после того, как ей сломали ногу, решила, что Джеки этого будет достаточно. Любая вменяемая уголовница расценила бы это лишь как предупреждение и уже рвала бы когти, со своей любовницей или без - не важно. За убийство одной сломанной ноги, вообще-то, маловато... Джеки, в свою очередь, почему-то решила, что Фло после перелома ноги будет сидеть и терпеливо ждать, когда ей устроят уже по-полной. Короче, сценарий, мягко говоря, тупит. Кончается фильм тем, что Вик и Фло попадают в медвежьи капканы, расставленные Джеки. Тут я тоже подумала, что Джеки, наверное, сейчас выпустит на них настоящего медведя или еще что-то такое придумает. Но нет, она просто тупо бросила их на медленную смерть. Женщины сами капканы открыть не смогли, сутки в них пролежали и умерли. Тут тоже есть вопросы - их что, за эти сутки никто не мог найти? Там лес, но ведь не необитаемый остров, и мимо проезжала машина, когда они еще были живы. Почему они не кричали? Кроме того, к Вики постоянно приезжает надзиратель, который мог, теоретически, вскоре обнаружить её отсутствие. Плюс соседи или кто они там такие - отец и сын, которые забрали дядю инвалида. Подумала ли об этом Джеки? Если бы две женщины выжили, не стали бы они, в свою очередь, мстить ей? Короче, все эти многочисленные вопросы и вообще невнятность и недосказанность истории, сильно подпортили впечатление от картины. Что касается отношений Вик и Фло, то Вик 61 год, да и Фло не многим моложе - ни красоты, ни страсти в романе двух бывших уголовниц нет. Это совершенно тривиальные отношения, даже с поправкой на их нетрадиционность, в которых один партнер сильно любит, а второй тоже вроде любит, но по-своему, и не готов ради этой любви отказываться от других жизненных благ. Мне очевидно, что если бы не существовало Джеки, Фло вскоре бросила бы Вик - налицо был конфликт интересов: Фло предпочитала мужчин, была не проч развлечься, хотела жить и работать в городе, Вик же ненавидела людей и мечтала о тихой уединенной жизни вдвоем с любимой. С самого начала их роман выглядел вымученным, а отношения односторонними. Что хотел сказать режиссер, в конце фильма убив двух своих героинь, а потом пустив их призраки вдаль по лесной дороге? Что они навсегда теперь вместе? Что их любовь была красива и трагична? Ничего такого я не почувствовала. Две уголовницы, которых свела вместе тюрьма, и которые получили, в общем-то то, чего заслуживали. Они даже перед смертью ничего важного друг другу не сказали. Короче, здесь надо было либо сделать кровавый и убойный треш в стиле Тарантино, либо сопливую чувственную мелодраму, ну или хотя бы что-то на подобии "Тельмы и Луизы". Но "Вик и Фло..." застряли где-то между скучным неореализмом и не менее скучным криминальным триллером, создавая который, режиссер словно сам обрубил себе руки, не дав развития зачаткам саспенса и драйва, которые в картине местами все же были намечены. История трагической любви двух пожилых дам не вдохновляет ни под каким углом, к сожалению. Завязка была многообещающей, но на выходе - пшик.

Название: Во имя... (W imie...)
Год: 2013
Страна: Польша
Жанр: триллер, драма
Режиссер: Малгожата Шумовска
В главных ролях: Анджей Хыра, Матеуш Косьцюкевич, Лукаш Симлат

Картина Малгожаты Шумовски "Во имя..." касается очень острой и непростой проблематики: имеет ли право священнослужитель на любовь? Тем более на любовь нетрадиционную. Мы привыкли к множеству сюжетов о нелицеприятных и жестоко порицаемых обществом священниках-растлителях малолетних, начиная от "Имени розы" Умберто Эко и заканчивая "Дурным воспитанием" Педро Альмодовара. Однако Шумовска представляет ситуацию иначе: её главный герой - положительный. Отец Адам сознательно пришел к желанию служить Господу в 21 год. Он хороший человек и хороший священник, как справедливо выразилась его сестра. Адам служит священником при интернате для проблемных подростков. Он прекрасно ладит со своими подопечными. Адам не отличается ярой религиозностью, он может и пивка хлебнуть, и потанцевать на празднике с девушкой. Работая с проблемными детьми, невозможно заставит их подчиняться правилам силой, склонять их к набожности также бесполезно, тут нужна тонкая психология. С одной стороны - строгость и авторитет, с другой - открытость и сопереживание, которая делает Адама "своим в доску". Адама можно было бы назвать идеальным воспитателем, если бы не одно "но" - всю жизнь он борется со своей гомосексуальностью, с влечением к собственным подопечным (не к маленьким детям, но к уже почти взрослым парням). Борется безуспешно. Его церковное начальство знает об этом, и как только у Адама начинаются проблемы, его быстренько переводят в другое место. При всей казалось бы ужасающей концепции, "Во имя..." - никакая не чернуха, как могли бы подумать некоторые зрители, а романтичный и трогательный фильм, кроме того, интересный сюжетно, хоть и местами несколько замедляющий темп. Делает фильм, конечно же, великолепная игра Анджея Хыра, исполняющего роль Адама. Искренность и внутреннее обаяние актера заставляют зрителя поверить в то, что перед ним не фанатик, не идеализированный образ святого отца и не подлец-растлитель, а совершенно обычный человек, который, также, как и все мы, любит, страдает, пьет, заливая свое горе, плачет и постоянно бежит от самого себя (не зря в картине Адам часто бегает в прямом смысле, предлагая и согрешившему подопечному бегать по часу в день во искупление своего греха). Эта правдоподобность и человечность делает Адама на порядок выше многих священнослужителей, ведущих показной праведный образ жизни. Атмосфера интерната для мальчиков-подростков показана в фильме очень характерно и живо. В среде, где парни жестоко борятся за лидерство, всегда возникают трения. Интрига развивается, когда в интернат переводится нахальный парень Адриан, который начинает откровенно провоцировать сначала своего сверстника, а потом и Адама. Адам близко сошелся с милым парнишкой Лукасом, в семье которого умственно отсталый брат. Отношения Лукаса и Адма балансируют на грани дружбы и платонической любви. Однако близость Адриана с еще одним парнем из интерната, невольным свидетелем которой стал Адам, бередит душу самого Адама, который все больше привязывается к Лукасу. В итоге любовник Адриана кончает с собой, а сам Адриан, в отместку, что Адам отвергает его, начинает его дискредитировать. Адама, уже самого измученного все время повторяющейся историей и готового уже по собственной воле оставить службу - "ну что мне с собой делать, если я люблю парней?" - опять переводят в другой интернат. Простая истина о том, что от себя не убежишь, здесь преподносится как выбор между призванием и собственной природой. Выбор, который заводит героя в тупик. Однако, конец истории получился светлым - повзрослевший Лукас продолжает любить Адама и, спустя время, приезжает к нему. Довольно откровенно показана любовная сцена между ними. Что интересно, играет Лукаса супруг Малгожаты, т.е. режиссер не побоялась снять собственного мужа в такой неоднозначной роли - вот что значит настоящая толерантность. Выход из ситуации, в которую заводят священнослужителей ограничения, устанавливаемые церковью, показан режиссером однозначно - в последней сцене зритель вдруг видит Лукаса в рясе священника. Борьба против собственного естества всегда обречена на поражение и такие вот "оборотни" в рясах, пусть даже это внутренне прекрасные люди, такие, как Адам и Лукас, будут существовать всегда, покуда церковь не изменит свое негативное отношение к геям. Конечно, относится к подобной проблематике можно совершенно по-разному, этим и хорош данный фильм. Однако, рассчитан он, безусловно, все-таки на довольно узкую аудиторию любителей ЛГБТ-тематики. И в рамках своей темы (а в этой категории, на самом деле, достойных картин не так чтобы много) режиссер с задачей справилась, выбрав тон не морализаторский и обвинительный, а сопереживающий.

@темы: лгбт-тема, рецензии (фильмы), фестивальные обзоры

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Яна и я

главная