20:47 

Непросвещенное общество или еще раз о Тьюринге

Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
Гомофобский закон в нашей стране, о чем я уже писала неоднократно, способствует укоренению невежества в общественной среде и обостряет социальную агрессию. Видимо, в этом и состоит его основная цель. Во всяком случае, уж никак ею не является защита несовершеннолетних от чего-то там. Не то, чтобы я постоянно задумываюсь над этим вопросом, однако не думать иногда просто невозможно, поскольку вопросы, касающиеся ориентации, по-прежнему остаются больной темой нашего, в подавляющем большинстве, недоразвитого общества.
Начну издалека. Одна из групп "В контакте", в которую я периодически заглядываю - это группа "Другое кино". Может, конечно, я отстала от жизни, но мне всегда казалось, что другое кино - это кино элитарное, предназначенное для интеллектуального, просвещенного зрителя, коего в нашей стране, как и в любой другой - меньшинство. Соответственно, я привыкла, что, если заходит речь об обсуждении фильмов подобного рода, то обсуждающие в основной своей массе - интеллигентные люди, как правило, киноманы, хорошо шарящие в жанрах и истории кино, люди широких взглядов. В самом деле, как может быть иначе? Не может быть тупым зашоренным быдлом человек, которому нравятся картины Линча, Тарковского, Ван Сента. Не может не обладать широтою взглядов человек, понимающий и принимающий творчество, например, Ким Ки Дука или раннего Озона. В группе "Другое кино", кстати, ведется прекрасная работа по наполнению контента. Каждый день добавляется информация, как минимум, по нескольким фильмам. Состав - на 100% "другое кино", т.е. картины не для массового зрителя. Картины порой очень любопытные, причем актуализация также очень высока, как я заметила - произошло какое-то событие - пожалуйста, вот вам соответствующий фильм. В общем, люди конкретно в этой группе работают хорошо. Подписчиков тоже немало - больше 300 тысяч. Вот тут-то и возникает вопрос - кто эти люди и зачем оно им надо? Заметила я, выкладывают в группе очередной фильм на ЛГБТ-тематику, например, какой-нибудь независимый фестивальный фильм. Понятно, что картина для узкой аудитории - далеко не каждый будет её смотреть. Смотрю комментарии - а я иногда смотрю комментарии, чтобы понять, что люди думают - кому понравилось, кому нет, стоит ли смотреть и т.д. - и вижу по нескольку сотен комментов (!). Открываю и уже ожидаемо вижу отнюдь не обсуждение конкретного фильма, его художественных достоинств или хотя бы проблематики, которую он ставит, а вижу километровую дискуссию на тему "геи - хорошо это или плохо?". Причем люди делятся на несколько лагерей - яро сочувствующие, не зависимо от ориентации, просто обычные толерантные люди - гетеросексуалы, высказывающиеся сдержанно, типа - все мы равны, конечно, но лучше бы они, однако, себя не выпячивали, ярые противники и тупое быдло, высказывающееся в стиле "бей пидарасов". Я в подобные дискуссии, как и в любые другие, обычно не вступаю, ибо это бессмысленно - понятно, что люди в принципе любят флудить, выпуская таким образом пар, и лучше пусть они посрутся в сети, чем будут в реале изливать негатив на своих друзей и близких. Что мне в данном случае непонятно, так это откуда все эти люди берутся в группе "Другое кино"?! Понятно, что "другое кино" не рассчитано на массового зрителя, я думаю, это понимают все, кто заходит в группу. Так какие же фильмы они там рассчитывают увидеть - комедии Гайдая, "Москва слезам не верит"? Я вижу вновь и вновь, открывая очередное обсуждение фильма, где хоть немного затронута ЛГБТ-тема - кровавый баттл тех, кто "за", с теми, кто "против". Хочешь не хочешь, а не замечать это невозможно. Еще раз повторю, что не может быть не толерантным человек, который увлекается интеллектуальным кино до такой степени, что читает контент соответствующей группы. Как минимум, он не является тупым быдлом, и никогда не позволит себе комментариев в стиле "бей пидарасов". Так что же происходит? Почему даже обсуждение элитарного кино для узкого круга зрителей в нашей стране становится поводом для широчайшей нескончаемой животрепещущей дискуссии на тему прав и свобод секс-меньшинств, в которую считают себя в праве вступать сотни человек? Объясняется это, на мой взгляд, тем, что людям банально не хватает правильной информации. Научную литературу большинство, конечно же, не читает. Какие либо просветительские программы убраны с телевидения по причинам цензуры. Меньшинство людей фанатично религиозных живет, основываясь на соответствующей пропаганде - они вообще полагают гомосексуалистов исчадиями ада, как, впрочем, и евреев, и представителей любых иных религий, и много кого еще. А гомофобский закон здесь подвел черту уже окончательную - все, что на тему ЛГБТ может быть сказано теперь может считаться "пропагандой гомосексуализма" и запрещено законом, что привело к тому, что даже учителя в школе теперь не могут объяснить детям, кто такие геи, боясь увольнения с работы по статье. И в этом вот ужасе и беспросветности каждый отдельный человек предоставлен самому себе и потому, когда возникает очередной повод поговорить о людях, отличных от большинства, люди, в таких вот дискуссиях, пытаются отчаянно объяснить самим себе истинность или ложность какой-либо теории - придуманной кем-то, где-то вычитанной и т.п., поскольку научить их некому - нет просветительской базы, а её нет, потому что не проводится политика прививания толерантности, а проводится противоположная ей политика - прививания серости и невежественности, ибо очевидно, что серой агрессивной массой управлять много легче, чем просвещенными и думающими людьми. Говоря проще, российский народ, который вот уже более 20 лет живет в обществе вроде как демократическом и свободном, по-прежнему представляет из себя в большей степени общество непросвещенное. Заметьте, не религиозное общество и не традиционное, к каким можно отнести, например, народы арабско-мусульманских стран - всю религию и традиции искоренили 75 лет социалистического эксперимента, искоренили окончательно и бесповоротно - а именно непросвещенное общество, которое не знает, как ему жить, по каким законам - ибо религия большинство не прельщает, а вот западные ценности, напротив, кажутся очень привлекательными. Однако государственная политика навязчиво пытается откатить народ назад - опять превратить его в зазомбированное идеологией общество. Но не работают уже ни идеология, ни патриотизм (как бы не баламутили народ войной на Украине - а своя хата всегда с краю), ни религия, работает только золотой телец, ибо его плоды очевидны и деланны для всех. Золотой телец, однако же, молчит в вопросах культуры, морали и просвещенности - ему просто все равно, лишь бы деньга капала. Поэтому обезумевшее общество, озабоченное фактически только одной мыслью - как бы самому выжить и при это еще и постараться побольше хапнуть - не знает, о чем и как думать. Понятно, что не о святых, изображенных на пыльных иконах в углу, и не о Путине на портрете в золотой рамке, висящем посреди кабинета. Единственная хоть какая-то отдушина, он же и персональный информатор, он же и генератор идей, своих или чужих - не важно - это Интернет. Вот в Интернете российское общество и отрывается, и спорит, и ищет, наконец, истину и карает неверных. И нескончаемый поток подобных дискуссий говорит лишь о том, что проблема ЛГБТ-сообщества в России назрела, как никогда и, что самое любопытное, она как никогда интересна широкой массе гетеросексуалов. И это само по себе не плохо, ужасно другое - люди ничего не знают, люди не просвещены, а это значит, что любая адекватная дискуссия по данному вопросу невозможна в принципе и напоминать может лишь свару в стае шимпанзе.
Корю себя за то, что так долго подбираюсь к теме, о которой изначально хотела написать, и пытаюсь все-таки вернуться к своим баранам. Нездоровый интерес нашего общества к ЛГБТ-сообществу, вызванный тотальной непросвещенностью, мне был известен давно, однако находятся все новые поводы возмутиться этим позорным фактом с еще большей силой. Я подписалась на группу сети книжных магазинов. Хорошо, кино, пусть даже "другое", но все-таки, сейчас это зрелище массовое, мало ли, кто там сидит, но литература... Не знаю, люди читающие, мне кажется, уже по факту должны быть людьми просвещенными. Однако же нет, даже близко. В группе появился очередной пост, повергший меня в бурную радость - издана на русском биография Алана Тьюринга за авторством Эндрю Ходжеса! Книга, которую я мечтаю прочесть больше 10 лет, с тех пор, как узнала на лекциях в университете о Тьюринге. Со времен "Игр разума" нам не дарили удовольствия от экранизации биографии известного математика и, вот, наконец, вышел фильм "Игра в имитацию", основанный именно на книге Ходжеса. Поэтому и издали биографию сразу же после выхода фильма в кинотеатрах, по горячим следам, так сказать, как сейчас часто делают. Но, казалось бы, пост книжного магазина - просто реклама книги, еще и со скидкой. Ну, что тут можно обсудить рядовому обывателю, который понятия не имеет о том, кто такой Тьюринг - выход интересной книги, ну, в крайнем случае, обсудить фильм, который по ней снят. Я бы даже не подумала открыть комментарии, если бы не увидела первый из них, повергший меня в культурный шок. Я, серьезно, чуть не расплакалась от обиды. Некая дама, не буду называть имени, хотя она не постеснялась его указать, пишет (конечно, не дословно повторяю - запомнить дословно подобную мерзость я просто не в состоянии) - издаете книгу с антигосударственной тематикой? да еще и про человека нетрадиционной ориентации? Типа, и что же здесь хорошего и зачем вообще? Эта дама щегольнула своим невежеством настолько, что даже решила, что Тьюринг - американец, хотя он англичанин, всегда жил и работал в Великобритании. На указанную ей поправку от другого комментатора она ответила - а какая разница? Что США, что Великобритания - одинаково враждебные нам государства. Этот комментарий шел ПЕРВЫМ под постом, ПЕРВЫМ! Я не знаю, как это объяснить. Женщина явно не совсем тупа, иначе до выхода какой-то там биографии ей не было бы никакого дела. И фильм-узкопрокатник она смотреть от малого ума тоже бы не стала. Т.е. она, видимо, все же смотрела фильм или хотя бы о нем слышала. Она знает даже о нетрадиционной ориентации Тьюринга - уже довольно специфическая информация. И она, увидев пост о выходе книги, почла своим долгом тут же, первым же комментом, выразить собственное возмущение. Она не понимает, почему нужно издавать биографию выдающегося математика, вклад которого в мировую науку огромен, человека, впервые начавшего изучать тему искусственного интеллекта, когда люди еще пользовались для вычислений арифмометрами, человека, оформившего свои идеи в так называемую "машину Тьюринга", устройство которой мы изучали на первом курсе в рамках дисциплины "Информатика". Комментарии, следовавшие дальше (уже пришлось открыть и посмотреть, ибо стало интересно - ответит ли кто-нибудь на подобное безобразие), были немногим лучше. Кто-то, конечно, фильм посмотрел из любви к Камбербэтчу, и ему даже понравилось. Но в основном обсуждения свелись к двум темам - нетрадиционной ориентации и вечно больному вопросу - кто же, все-таки выиграл войну - мы или они. Из более чем 40 комментариев - ни один человек не сказал о том, что сделал для науки Алан Тьюринг. Ни один. Меня это потрясло. Люди знают, оказывается, что Тьюринг - нетрадиционной ориентации и они знают, что он взломал "Энигму", причем многие считают это достижение весьма сомнительным, и это, понимаете ли, все, что знают люди, люди, которые читают и обсуждают книги! В конце развернулась дискуссия двух человек, впрочем, оба выражались интеллигентно, посвященная проблемам людей с нетрадиционной ориентацией. Ни к Тьюрингу, ни к его биографии это уже никакого отношения не имело. Я не знаю, кто это придумал: почему степень культурности человека выражается в обязательном знании мировых писателей, поэтов, художников, даже физиков, но никак не математиков? Почему люди смотрят фильм об ученом и запоминают только лишь то, что он нетрадиционной ориентации и он взломал "Энигму"? Даже слово "Энигма" они знают (благодаря его многочисленному тиражированию), а элементарно погуглить и просто посмотреть в "Википедии", чем на самом деле прославился Алан Тьюринг, они не в состоянии. Зато они готовы безо всякого стеснения обсудить на его примере (!) проблемы людей нетрадиционной ориентации, а также подискутировать на тему того, что "америкосы опять переврали мировую историю" - потратить на это свое время, ровно столько же, сколько они бы потратили, порывшись в "Википедии". Почему, ну, господи, когда обсуждают музыку Чайковского, никому даже в голову не придет упомянуть о его ориентации, но вот какой-то... прости господи... математик, подумаешь, математик! Так давайте все обсудим его личную жизнь! Для математиков и программистов имя Тьюринга - это то же самое, что имя Чайковского для музыкантов и композиторов. И видеть, как марают имя гения, обсуждая его ориентацию, да что угодно еще, но ни одного слова не сказав о том, что он сделал для науки, для человечества - это очень больно. Да, я понимаю, один какой-то там сайт - это не показатель. Да, ай-тишников и математиков много в нашей стране и они, конечно, если еще не прочли на английском, очень ждут этой книги и посмотрели, конечно же, фильм - для них, конечно, как и для меня, это не просто еще одна какая-то там биография. Но я говорю не об узких специалистах, а об обществе в целом - непросвещенном обществе, отказывающемся даже принять преподнесенные на блюдце плоды просвещения - открыть книгу. Более того, невежество людей достигает такого масштаба, что они этому просвещению противятся - они говорят, зачем, я же что-то слышал и потому заведомо осуждаю и плевать, что сделал этот человек для науки. Наука никого не интересует. Математика, информатика, криптография - тьфу, ерунда! Постель и политика - вот, что интересно людям. Невежество, невежество, невежество!

Несколько слов, раз уж публике это так интересно, о нетрадиционной ориентации Алана Тьюринга. Я понимаю, можно было бы подискутировать и на эту тему, при условии, что члены дискуссии уже знают биографию Тьюринга и относятся к этому человеку с искренним уважением хотя бы в виду его научных достижений. Но, увы, ничего подобного я на этой злосчастной странице не увидела, а потому, скажу несколько слов, дабы, возможно, реабилитировать в умах некоторых особо одаренных, имя этого великого человека.
Вспоминаю с большой теплотой об уроках английского языка в университете. Они у нас были тематическими - мы работали с набором текстов-биографий на английском языке, посвященных знаменитым математикам, кибернетикам, программистам и различным выдающимся в ИТ-индустрии первооткрывателям. Предмета "истории математики" у нас не было, о чем сожалели многие наши преподаватели, но лично для меня эти краткие биографии в некоторой степени компенсировали пробел в знании истории изучаемого мною основного предмета. Один из текстов был посвящен Алану Тьюрингу. Тогда я и узнала о его биографии. Помню, мы все должны были переработать текст и сделать краткий пересказ. Нам было лет 17 или 18. Мы все по-очереди пересказывали биографию Тьюринга преподавателю, кто с лучшим знание английского, кто, слепив предложения кое-как из того, что было. Мы выслушивали её гневные замечания: "не рассказывайте, что он был гомосексуалистом, это краткий пересказ - рассказывайте главное - что он сделал!" О, как её слова точно подходят под вышеописанную дискуссию. Мы, однако же, рассказывали еще и про ориентацию потому, что просто ленились или не могли нормально по-английски переделать текст, а не потому, что так нас это заинтересовало. Я отлично помню, что ни непосредственно на нашей паре, посвященной Тьюрингу, ни до неё, ни после ни один из нашей группы (нас было человек около 20 в группе) скабрезных подростков, только окончивших школу, не высказался ни негативно, ни как-то еще об ориентации Тьюринга. Ну был он геем, и был - никого это не возмущало и не приводило в ужас, просто интересный и одновременно печальный (ввиду его трагической кончины) факт его биографии. Мы все учили устройство "машины Тьюринга", для нас это был прежде всего ученый, которому мы обязаны тем, что познаем сейчас то, что он когда-то открыл. Это было начало нулевых - государство еще не проводило гомофобную политику и росли мы совсем в другом мире, взгляды были несравненно мягче.
Надо сказать, что текст о Тьюринге составлен был прекрасно - он, хоть и краткий, включал все основные вехи жизни знаменитого математика, начиная от его несчастной школьной любви и заканчивая подробностями трагической смерти. Смотря фильм "Игра в имитацию", я ловила себя на мысли, что знаю практически все основные события из жизни Тьюринга. Вероятно, наш текст и основывался на его полной биографии, которую уже в те университетские годы мне очень хотелось прочесть. Мне хотелось больше познакомиться с Тьюрингом, как с математиком, поподробнее узнать о его работах, ибо, к сожалению, знали мы про него все равно не так много, как хотелось бы. К сожалению, я прочла о том, что его биография написана, даже, по-моему, не одна, однако на русский они переведены не были. По прошествии многих лет я иногда возвращалась к поискам, недоумевая - почему же никто не берется ни напечатать, ни экранизировать такую интереснейшую биографию такого выдающегося человека. Мысль сея, слава богу, пришла не только мне, и британцы, наконец-то, решились снять фильм о Тьюринге, подняв, в том числе, болезненную и нелицеприятную тему, имевшую место еще совсем недавно (а в некоторых странах мира - до сих пор) - уголовного наказания за гомосексуализм. Великобритания, по иронии судьбы, погубила, как минимум двоих, рожденных своим народом, гениев лишь только по причине их нетрадиционной ориентации - первого - в начале 20 века, это, конечно же, Оскар Уайльд, и второго - в середине 20 века - это Алан Тьюринг. Точно также, как и Уайльду, Тьюрингу грозила тюрьма за обвинение в гомосексуализме, но тогдашние законы позволяли выбрать альтернативное заключению гормональное "лечение", заключавшееся в том, что человеку искусственно вкачивались гормоны, подавляющие сексуальное желание, однако, не вдаваясь в страшные подробности, просто скажу, что насильственное применение гормонов очень негативно сказывается на здоровье человека и гореть в аду тому, кто придумал этот способ "лечения" того, что в лечении не нуждается, как и всем прочим врачевателям-шарлатанам. После двух лет терапии Алан Тьюринг съел отравленное цианидом яблоко и скончался. Не берусь однозначно утверждать, был ли этот акт самоубийством или трагической случайностью (вроде доказано, что самоубийство, но мать Тьюринга это отрицала, считая, что, экспериментируя с ядами, чем он, кстати, любил заниматься, тот просто не рассчитал дозу), но очевидно то, что государство человеку ни за что загубило жизнь. Не просто человеку - гению, сделавшему огромный вклад в науку, которым, вроде как, его родная страна должна была бы гордиться. Тьюринг умер в возрасте 41 года. Сколько он смог бы сделать для науки, проживи он хотя бы еще лет 20... Преступление не против человека, а против человечества. У Джобса неоднократно спрашивали - не связана ли эмблема "Apple" - надкушенное яблоко, с Тьюрингом. Джобс отвечал, что ему хотелось бы, чтобы было так, но нет, идея яблока возникла по другой причине. Вопрос не случайный, все ай-тишники, конечно, знают и почитают Тьюринга. Существует мнение, не знаю, насколько оно истинно, что ИТ-индустрия отличается редкостной толерантностью по отношению ко всем своим сотрудникам - именно потому, что все помнят о Тьюринге. Не знаю, насколько это справедливо, но если даже нынешний глава "Apple" Тим Кук публично и с гордостью признался в нетрадиционной сексуальной ориентации, это о чем-нибудь да говорит. В 2013 году королева Елизавета II реабилитировала Тьюринга, посмертно сняв с него обвинения в непристойном поведении. Напрашиваются два вопроса: первый - почему так поздно, второй - а почему бы не реабилитировать и всех остальных жертв данного закона, коих было немало?
Вот, пожалуй, и все, что могу я сказать по поводу нетрадиционной ориентации Алана Тьюринга, все остальное по данному вопросу - не к месту будет сказано. Картина "Игра в имитацию" прекрасно иллюстрирует, как жестоко и цинично поступает государство со своим гражданином - использует его талант в своих целях, а потом просто выкидывает, как ненужную вещь, без всякого не то, что уважения, а даже сострадания. Для британцев признать этот позорный факт своей истории было мужественным шагом. Надеюсь, что смогу прочесть одноименную книгу, тем паче, что в фильме традиционно всей математики и криптографии - кот наплакал, а текст биографии, как отверждают критики, освещает многочисленные работы Тьюринга весьма прилично. Возможно, хоть кого-то, кроме математиков и программистов, заинтересует судьба и многочисленные выдающиеся открытия этого замечательного человека... Хочется на это надеяться.

Дополнение от 16.03.2015: В группе сети книжных магазинов, на которую я подписалась, а теперь буду от неё отписываться, разводят, оказывается, троллей. Администратор группы намеренно не осуществляет модерацию и тролли повышают в разы число комментариев. Согласитесь, что трудно не отреагировать, когда поносят имя умершего писателя. Когда один раз - это случайность, но когда уже дважды первым же комментарием я вижу хамское высказывание, да еще и с матом - это уже наводит на мысль. Я понимаю, если бы это просто была группа любителей литературы - выражайся, как хочешь. Но это группа сети книжных магазинов, и вступила я в неё потому, что я являюсь клиентом магазина. А если я клиент, то я вправе требовать к себе уважительного отношения от продавца. Продавец же, в данном случае, никак не реагируя на троллинг, делает мое пребывание в группе некомфортным и доказывает тем самым свое ко мне неуважение. Я открываю коммент, чтобы просто посмотреть отзывы на книгу, но вижу - ни одного сообщения по сути, а 50 комментариев очередного срача, тематика которого очень быстро вообще отходит от темы поста, как и всегда происходит в срачах. Честно скажу, к такому я оказалась не готова, даже при том, что много чего читаю в ЖЖ и на прочих ресурсах, где каждый норовит излить в рот собеседнику свое дерьмо. В группе "Другое кино", где более 350 тысяч участников (!) и то подобное хамство - редкость. Какую группу магазина не возьми, там в лучшем случае будет парочка проплаченных положительных отзывов на товар, да вопросы от клиентов в стиле "что с моим заказом" и т.п. Никакого троллинга там в принципе быть не должно... Вероятно, это новшество пиар-менеджера данной книжной сети. Ну, что тут сделаешь? Их руководству я написала письмо счастья, хотя читать его никто, конечно же, не будет. Отпишусь от группы, да и все, пусть пиарятся дальше без меня. Но подобная политика для книжного магазина - это что-то.

@темы: литература, лгбт-тема, биография

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Яна и я

главная