Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
В этом обзоре я традиционно рассматриваю фильмы-номинанты на премию Американской Академии киноискусства "Оскар". Вручение премии уже прошло 22 февраля 2015 года и фавориты нам известны, однако, как обычно, самого пристального внимания заслуживают аутсайдеры, ибо премия не является на 100% мерилом качества фильма, а попадание в номинацию - уже почетно и свидетельствует о том, что перед нами картина, высоко отмеченная профессиональным сообществом.
Главные оскаровские номинанты этого года - картины, выпущенных в конце 2013-2014 году и попавшие в номинацию "лучший фильм". Всего их 8, однако, я добавила еще одну, сходную по тематике и идеально вписывающуюся в тренд этого года картину "Охотник на лис", которая, не понимаю - почему, в главную номинацию не попала. Вместе с ней получается 9 картин - ровно столько боролось за главный "Оскар" в прошлом году. В целом программа получилась довольно сильной, однако, все же, на мой взгляд, несколько уступающей прошлому году. Если в прошлом году наряду с посредственными фильмами мы увидели почти что кинематографические шедевры, такие как "Небраска" и "Волк с Уолл-стрит" (то, что эти фильмы не удостоились наград, понятное дело, не имеет абсолютно никакого значения - главное - сам факт номинации), то в этом году средний уровень всех представленных картин - выше, посредственностей, я бы сказала, в списке номинантов нет вообще, однако и выстреливших в сердце зрителю шедевров - мало, я бы назвала лишь один фильм из всех номинантов, впечатливший меня... сильно, достаточно сильно, все же остальные - в той или иной степени просто хорошее либо очень хорошее кино.
Тематику или тренд этого года уже определил Антон Долин (ему тоже пришла в голову светлая мысль поиска ведущей идеи в наборе фильмов-номинантов - я горжусь... то ли им, то ли собой - не знаю, нами обоими, пожалуй) как роман-воспитание. Я бы все-таки рискнула несколько уточнить тему - не просто роман-воспитание, а именно воспитание гения или человека, как минимум, талантливого, незаурядного. "Оскар" этого года почти что ушел от политики и вернулся, как ни странно, немного к теме войны. Однако в подавляющем большинстве картины-номинанты этого года сосредотачиваются на нелегкой судьбе гения в самых разных областях - музыке, науке, искусстве, спорте, войне и даже гостиничном бизнесе.
Итак, преступим, помолясь. Дабы не писать постоянные "по моему мнению" и "я считаю", просто говорю сейчас, что все вышеописанное основано исключительно на лично моем киноманском мнении - критики, другие киноманы, любые люди вообще могут быть со мной категорически не согласны - и замечательно, уважаю разные мнения, однако от своего, в данном случае, конечно, не отступлюсь.


И начну я с самого сильного фильма, представленного на "Оскар" в главной номинации - "Whiplash", что переводится дословно как "кнут" или "плеть", а наши прокатчики дали картине более звучное и информативное, хоть и изрядно потасканное, название "Одержимость". "Оскар" этого года однозначно переключил ориентиры на независимое и фестивальное кино, подчеркивая, тем самым, что, с одной стороны, на фестивалях, существовавших некогда лишь для интеллектуальной элиты, сегодня главенствует уже почти мейнстрим, и, с другой стороны, массовый зритель уже порядком подустал от классического кино и того же классического мейнстрима и, закономерно, перенес свое внимание на нестандартное, снятое за три копейки кино, которые неожиданно с шумом и громом, вопреки всем экономическим законам, врывается в общественные кинотеатры и зрительские сердца. Ярким примером такого вот взрыва и стал фильм "Одержимость". "Одержимость" - это свежая кровь, разбавившая застоявшийся оскаровский репертуар. История создания данного фильма удивительно согласовывается с его содержанием. Одержимый мечтой о величии молодой барабанщик Эндрю, безумно одержимый желанием воспитать гения, очередного Чарли Паркера, знаменитый музыкант и дирижер Флетчер, и их создатель, безусловно, одержимый идеей снять этот, в чем-то основанный на его собственной судьбе, фильм, начинающий режиссер, музыкальный фанат, Дэмьен Шазелл. Дэмьен обивает пороги многочисленных продюсеров - никому он не нужен, никому не интересна его психологическая история о противостоянии музыканта и дирижера. Наконец, смирившись с тем, что снять без финансирования он сможет лишь короткий метр, Шазелл представляет свой фильм в 2013 году на крупнейшем кинофестивале независимого кино "Санденс". Короткометражка дебютанта производит такое впечатление на жюри и немногочисленных зрителей (Гран-при и приз зрительских симпатий), что сразу же находятся спонсоры, и в 2014 году Шазелл, возвращаясь к исходной идее, превращает свою короткометражку в полнометражный фильм. И вот результат - по 5 номинаций на "Оскар" и "BAFTA", награда Гильдии актеров, "Золотой глобус" и "Оскар" Дж. К. Симмонсу за гениальную роль Флетчера, неожиданно в плюс еще 2 технические награды "Оскара", и, конечно, восхищение зрителей, прошедшее волной по всему миру. Кино ставит перед нами нелегкий вопрос - оправдана ли жестокость в воспитании гения? До какой крайности может дойти один человек, преследуя мечту взрастить истинный талант, сознательно устраивая марафон из кнута и пряника, где кнут, в соответствии с названием фильма, намного тяжелее и чаще в употреблении, чем редкий пряник. И второй человек, почти столь же фанатично одержимый своей мечтой гением стать и верой, что он на это способен, а потому согласным терпеть и кнут, и пряник даже тогда, когда не достает для этого уже не только моральных, но даже элементарных физических сил. Великолепный финал картины демонстрирует уже не противостояние - ученик превосходит учителя, поднимаясь на новый уровень и задавая собственные правила игры. Это победа, да, но к чему она приведет? Не станет ли бывший ученик точно таким же тираном, когда уже сам возьмется за воспитание новых гениев? Мастерская драматургия, мастерская актерская игра, безграничная любовь к музыке и, конечно, любовь и знание музыки позволило Шазеллу раскрыть специфическую тематику так, что она стала понятной каждому зрителю, в том числе и тем, кто абсолютно не интересуется ни джазом, ни музыкой вообще. Даже операторская работа мелодична - камера словно бы в такт перемещается от дирижера к барабанщику и от барабанщика к дирижеру, заставляя зрителя максимально погружаться в действие и неотрывно следить за каждым кадром и каждым звуком. Однозначно можно сказать, что это победа режиссера. Сейчас для него открылась дорога в мир большого кино - он может теперь клепать блокбастеры в Голливуде, зарабатывая кучу денег, может остаться в фестивальном кино - и там он уже фигура известная - и искать новые интересные темы и решения, отказавшись от предполагаемых миллионов ради того, чтобы делать то, что ему нравится, а может попробовать совместить и то, и другое. Много, однако же, печальных примеров головокружения от успехов, обрушившегося на дебютантов - взять хотя бы точно также прогремевшего с короткометражкой, успешно переделавшего её в полный метр, благодаря финансам Питера Джексона, и потрясшего весь мир своим неподражаемым "Районом № 9", Нила Бломкампа, его триумфальное восшествие в Голливуд, и вот результат - унылая и вторичная, абсолютно лишенная художественной ценности, однако напичканная спецэффектами картина для подростков "Элизиум". Так что теперь, как не парадоксально, настоящая битва у Дэмьена Шазелла только начинается - это битва с собой и с медными трубами, и только следующим своим фильмом он докажет свой истинный талант. Сможет ли прыгнуть выше головы? Будем надеяться, ведь герою "Одержимости" это удалось.

Бывает, что проблема не в воспитаннике, а в его педагоге. Воспитывать ведь, на самом деле, тяжелее, чем учиться, что и доказывает пример Флетчера из "Одержимости" - для этого тоже нужен талант и, к сожалению, далеко не каждому дана способность вырастить гения, стать для своего ученика настоящей опорой и путеводной звездой. Трагедия о невозможности стать подлинным наставником - вот о чем повествует болезненная психологическая драма Беннетта Миллера "Охотник на лис". Для меня загадка, почему этот фильм не попал в главную номинацию ведь он - абсолютный антипод остальных оскаровских картин, составляющих тренд "воспитание гения" и без этой картины взгляд на подобную тему был бы неполноценным. История основывается на реальных событиях - мультимиллионер Джон Дюпон (помните знаменитые тефлоновые сковородки фирмы "Дюпон"?) - фанат спортивной борьбы. Он всю жизнь мечтал заниматься этим видом спорта, однако семья требовала от своего наследника совершенно иного. Состарившись, Джон неожиданно решает, что еще не все потеряно и его мечты могут воплотиться в жизнь, если он займется, уже в качестве тренера, подготовкой олимпийской команды по борьбе, звездами которой должны стать братья Дэйв и Марк Шульцы - два талантливых спортсмена, к сожалению, недооцененные своей страной и не получившие долной материальной поддержки. Сначала с Дюпоном соглашается работать младший брат Марк, пока что менее знаменитый, чем старший. По-началу между Джоном и Марком действительно устанавливаются теплые, почти отеческо-сыновние отношения. Однако, трагедия заключается в том, что на одних мечтах человека, которому всю жизнь подавали на блюдце все, чего он хотел, чемпиона не взрастить - для этого нужен талант педагога, мастерство и много душевных сил - и обладает всем этим брат Марка Дэйв. Единственное, что удается Дюпону - это совершенно разболтать Марка и подсадить его на наркотики. Ошибки Джона исправляет Дэйв, присоединившись все-таки к олимпийской команде. Возникает своеобразный "любовный треугольник" Джон - Марк - Дэйв. Дэйв просто идеальный человек - у него есть все, что нужно в жизни - любимая жена, двое детей, спортивный талант и успешная карьера, и, кроме того, близкие отношения и полное взаимопонимание с младшим братом. Очень быстро Джон понимает, что его мечты стать идеальным наставником и "отцом" разбились о быт - ибо истинной душой всей команды, её направляющим и авторитетом для Марка и был, и остается Дэйв. Джон же оказывается в роли свадебного генерала - он является официальным тренером, он дает интервью, про него снимают документальный фильм, но на деле то все иначе... Никакими деньгами не купишь любовь и талант. Джон по сути своей - несчастный одинокий старик, который даже не смог добиться уважения матери - та умирает, так и не приняв серьезно его увлечение борьбой. Столкнувшись впервые с жестокой истиной, психика Джона не выдерживает и он убивает того, кого так и не смог превзойти. Мультимиллионер заканчивает свои дни в тюрьме, потеряв все, что имел, лишив жизни прекрасного человека. Охотник на лис (аристократическая забава и одновременно название команды борцов, спонсируемых Дюпоном) таки подсек свою жертву, не сумев провести грань между воображаемым и реальным миром. "Охотник на лис" - всего лишь четвертый фильм Беннета Миллера, уже, однако успевшего прославиться своими работами "Капоте" и "Человек, который изменил все", однако последний фильм - пока что оказался лучшим за всю его карьеру, и, как результат, в прошлом году Миллер получил премию за лучшую режиссуру по вердикту жюри Каннского кинофестиваля. Картина, действительно, интересная, очень психологичная и тонкая, снятая в созерцательной манере, когда редкие диалоги героев не объясняют всего, что происходит на экране и зритель, являясь сторонним наблюдателем, вынужден сам вникать в сложный внутренний мир персонажей и расследовать конфликт, постепенно назревающий между ними. Фильм, при кажущейся медлительности, насыщен эмоциями и внутренними переживаниями героев. Конечно, актерская игра здесь очень важна и Миллеру удалось собрать тандем из трех известных актеров - Стива Карелла, Ченнинга Татума и Марка Руффало. К сожалению, то, что мне не понравилось в "Охотнике на лис" - это ужасающий грим, жуткие налепленные носы, уродующие лица Карелла и Татума, лысина и борода Руффало. К чему нужна была подобная маскировка - зритель все равно узнает знаменитые лица без труда, да и ради достижения близости с оригинальными участниками истории стоило ли так напрягаться, ведь сходство внешности актеров с изображаемыми ими реальными людьми довольно часто условно и, в данном случае, на повествовании никак не отражается. Грим словно наложил на актеров маски, лишая их живой мимики. Пожалуй, исключение составляет лишь Марк Руффало, который, после грандиозной роли в "Обыкновенном сердце", словно обрел второе дыхание и выдает теперь какие-то чудеса перед камерой в каждом следующем образе. Однако, его роль все-таки самая положительная и характерная, Кареллу, например, изображающему бурю чувств и противоречий, запертых внутри головы внешне сдержанного миллионера-аристократа, пришлось на порядок сложнее. "Охотник на лис" стал аутсайдером "Оскара" 2015 - при 5 номинациях ни одной награды, однако такова участь всех фестивальных картин, зачастую мастерство коих превосходит стандартный уровень типичных оскаровских номинантов, а потому, на данный фильм зрителю стоит обратить особое внимание. В моем же личном активе "Охотник на лис" - одна из лучших картин, представленных академией в этом году.


В США растет недовольство президентом, падают цены на нефть, вспыхивают манифесты афроамериканцев по всей стране - в этой сложной ситуации академия отводит внимание зрителей от политики и максимально акцентируется на кино более легком, менее драматическом. Прекрасный представитель в этой категории - "Отель "Гранд Будапешт" Уэса Андерсона, начавший свой триумфальный путь с "Серебряного медведя" - Гран-при жюри прошлогоднего Берлинского кинофестиваля. "Отель...", кстати, по числу оскаровских наград даже выбился в лидеры - получил, как и "Бёрдмэн", целых 4 статуэтки, однако все они, что называется, лишь технические - лучшая работа художника-постановщика, лучший грим и т.д. - не самые престижные награды. Однако, никакого значения это не имеет, поскольку "Отель "Гранд Будапешт" - кино прекрасное, сочетающее в себе все, что так необходимо зрителю - задорный сюжет, запоминающихся персонажей, визуальную красоту и, конечно же, глубокий смысл - для тех, кто пожелает посмотреть на историю несколько шире. Пусть внимание зрителя и приковано к беготне консьержа и коридорного, к побегу из тюрьмы и суете вокруг похищенной картины, но все это происходит в смутные времена - конец 30-х годов, начало войны. Пусть выдуманы государства, искажена история, а картинка блещет гламурно нарисованными розовыми пейзажами, но все же возникает постепенно ощущение, что за всем этим театральным антуражем скрывается настоящая эпоха, время, когда зло становится сильнее добра, когда, выехав из одной страны, не знаешь, в какую приедешь и вообще, сможешь ли вернуться, когда отдельно взятая человеческая жизнь становится так хрупка, что повисает на волоске, который может в любой момент оборваться. Герои "Отеля..." - это тоже своего рода гении, ученик и наставник, бедный иммигрант сирота и предприимчивый служащий ловелас, они дети своего времени, пробивающиеся через все тяготы жизни, как сорная трава пробивается через камень. Роль Густава блестяще исполнена Рэйфом Файнсом, к таланту которого я давно имею слабость. Прекрасно показал себя в полнометражном кино и юный Тони Револори, надеюсь, это начало перспективной актерской карьеры. Остроумная и яркая картина Уэса Андерсона, снятая по мотивам произведений Цвейга, пусть не так психологична и трогательна, как его предыдущий фильм "Королевство полной луны", но в какой-то степени более глубокая, человечная и жизнеутверждающая. "Отель..." показывает, что в трудные дни никто не поможет тебе, кроме верных друзей. Обособленность и вражда, как показывает история, не приводят ни к чему хорошему, а вот дружба, взаимовыручка, принципиальность и верность принципом - это то, что делает человека человеком. То же справедливо и для стран и народов - время вспомнить прошлые ошибки, время сплотиться и протянуть друг другу руку дружбы.


Еще одна блистательная фантасмагория от мексиканского арт-хаусного режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту - "Бёрмэн". Идея этого фильма далеко не нова - вскрытие пороков театральной богемы и собственные творческие поиски главного героя, Риггана. Однако элемент необычности в неё Иньярриту привнес - его герой обременен альтер-эго - супергерой Бёрдмэн, сыграв которого в кино 20 лет назад, Ригган прославился - обретает вторую жизнь в сознании героя. Бёрдмэн спорит с Ригганом, преследует его, олицетворяя некую сверх силу, которой, по-своему, на самом то деле, обладает каждый творец в собственных мечтах. Реальность в картине причудливо переплетается с фантазией, иллюзорный полет души превращается в реальный взлет героя над улицами Нью-Йорка. Не могу сказать, что "Бёрдмэн" - фильм шедевральный. В нем слишком много нарочитой предсказуемой постановочности, постмодернизма и игры со зрителем, человечность и духовность отходят на второй план. Однако и смысл фильма ведь в том, что в современном мире искренность и талант уже никому не нужны - важен лишь мимолетный успех, восторг толпы, количество просмотров в интернете и грамотный пиар. "Бёрдмэн" - это кино про кино, история о себе самом, высказывание режиссера, кстати, снимающего исключительно элитарное кино для фестивалей, о том, насколько трудно ему в мире, где людям нужны красивые спецэффекты и эффектные взрывы, а нормальные серьезные фильмы зритель смотреть уже почти разучился. Этот самый персонаж комикса, условный Бёрдмэн - тенью ходит за каждым таким режиссером, как Иньярриту, и искушает, словно дьявол - давай, сними что-нибудь развлекательное, что-нибудь про меня, тебя сразу все вспомнят и полюбят, а то ведь так и умрешь в долгах и бесславии. Ригган, стареющий и позабытый бывший киноактер, который так и остался для своего зрителя Бёрдмэном, решает напомнить о себе и сделать, наконец, то, о чем так долго мечтал - поставить серьезную драматическую пьесу на Бродвее и сыграть в ней главную роль. Однако с первых же минут зритель понимает, что герой сталкивается с чередой трудностей - словно весь мир восстает против него - дрязги с неуправляемыми актерами, финансовые проблемы, на прогонах постоянно что-то случается, нелады с бывшей женой и дочерью, в довершении всего театральный критик заявляет, что напишет провальную рецензию на его спектакль просто потому, что Ригган полез на чужую территорию и в театре ему, жалкому голливудскому клоуну, не место. Дойдя до апогея отчаяния, герой найдет таки выход из тупиковой, казалось бы, ситуации и обретет гармонию с собой и окружающими. Если начало фильма кажется предсказуемым, и даже развязка не выглядит неожиданной, то финал - просто блестящий, вот за что "Бёрдмэну" можно многое простить. Немного я знаю фильмов, в которых режиссеры смогли сделать настолько мощный финал. Причем получается это часто случайно. Режиссер придумывает разные концовки и лишь по некоторым обстоятельствам останавливается на одной из них. Также вышло и здесь - в удивлением я прочла, что Иньярриту задумывал совершенно иной финал, с участием Джонни Деппа, который должен был сыграть самого себя. Однако Депп в картине принять участие не смог, и от данной концепции пришлось отказаться. Ну, нет худа без добра - не нужен был тут никакой Джонни Депп, при всем моем к нему уважении. "Бёрдмэн" стал фаворитом "Оскара" 2015, получив 4 награды, в числе которых две главные - за лучший фильм и лучшую режиссуру. Академики в этом году отдали предпочтение самому специфическому и постмодернистскому фильму, картине, более всего близкой и понятной самим кинематографистам, однако, с другой стороны, фильму конъюнктурному, который, не смотря на то, что начал он свой путь с Венецианского кинофестиваля прошлого года, придется по душе широкому кругу зрителей, которые, если и не всё поймут, то уж точно посмеются над забавными моментами сюжета. Надеюсь, однако, что "Бёрдмэн" останется самой большой уступкой Иньярриту массовому зрителю, и этот талантливый мексиканец не изменит своему стилю, продолжив снимать интеллектуальное кино, не поддавшись искушению нырнуть в Голливуд. Теперь, с четырьмя "Оскарами" в кармане, ему это будет ой как нелегко.


Настало время перейти к гениям, уж простите меня лирики, куда более значимым для истории - к гениям науки и их нелегкой судьбе. Я мечтала увидеть этот фильм еще 10 лет назад и я счастлива, что мечтала об этом не я одна. Биография выдающегося математика и криптографа Алана Тьюринга наконец-то экранизирована. Со времен "Игр разума" нас не радовали фильмами про математиков и вот, наконец, малоизвестный норвежский режиссер снимает всего лишь за 14 миллионов долларов, с, участием, правда, таких звезд, как Бенедикт Камбербэтч и Кира Найтли, картину "Игра в имитацию", основанную на самой полной биографии Тьюринга, написанной Эндрю Ходжесом. Признаюсь, садясь за просмотр фильма, я думала: только бы не увидеть очередное унылое говно, какой-нибудь шаблонный биопик и вообще не опозорили бы Тьюринга. Опасения мои оказались напрасными, фильм "Игра в имитацию" получился динамичным и увлекательным, эмоциональным и волнующим, пусть и классически снятым, но добротным фильмом, где судьба главного героя показана бережно, достоверно и корректно, без всяких лишних домыслов и авторских взглядов. Основное действие картины разворачивается во времена Второй мировой войны в Блетчли-Парке, где группа криптографов, во главе с Аланом Тьюрингом, занимались дешифровкой немецкой шифровальной машины "Энигма". Тьюрингу, талантливому ученому, но человеку асоциальному, плохо ладящему с людьми, предстоит преодолеть множество трудностей - недоверие руководство, отчуждение коллектива, разочарование в собственных возможностях. Параллельно картина очень трогательно обращается к юным годам жизни математика, рассказывая о его первой школьной любви, закончившейся трагически. Эта история помогает зрителю лучше понять образ героя - человека, с одной стороны, ранимого, но с другой - очень быстро научившегося закрываться от враждебных окружающих и противостоять их нападкам. Самой враждебной средой для героев "Игры в имитацию" является не гитлеровская Германия, а родная страна. Люди, сделавшие для неё так много, вынуждены скрывать это и жить в страхе, что их объявят шпионами. Алан Тьюринг, мирно занимающийся наукой после войны, был вправе если не на широкую известность, то хотя бы на то, чтобы жить в покое, но его лишили и этого - обвинение в "непристойном поведении" вынудило ученого сделать выбор между тюрьмой и гормональным "лечением", нанесшим его здоровью непоправимый вред, что в конечном счете довело его до самоубийства. В фильме не показали самые страшные моменты судьбы Тьюринга, за что спасибо авторам, но посыл "Игры в имитацию" однозначен - порочна любая система, уничтожающая свой самый ценный ресурс - человеческий. Политические же вопросы, на подобии тех, кто же все-таки выиграл войну - мы или они - можно и опустить, тем более, что в фильме говорится лишь о том, что расшифровка "Энигмы" помогла сократить время войны на 2 года. Это, по-моему, никак не является синонимом заявления, что Великобритания выиграла войну, о чем сейчас же начал трындеть особо "патриотичный" отечественный зритель. Естественно, картина, снятая в Великобритании, при всем нашем желании, никак не может быть пророссийской, однако, и прямых искажений или перевераний истории я не заметила. Было бы оно хоть немного так, данная картина вообще у нас не вышла бы в прокат. Фильм, еще раз повторюсь, очень корректный во всех отношениях. К сожалению, на родине его не особо отметили - при огромном количестве номинаций ни одной премии BAFTA он не получил, зато один "Оскар" за лучший адаптированный сценарий достался сценаристу фильма Грэму Муру, обожающему информатику и носившему мечту написать сценарий по биографии Тьюринга с 14 лет. Вполне заслуженная награда.


О да, технари рулят! Еще одна картина, кстати, тоже британская, о знаменитом, на этот раз, астрофизике - "Вселенная Стивена Хокинга". Этот фильм, в виду легкой оскаровской программы этого года, можно назвать самым тяжелым и драматическим из всех представленных номинантов. Просто потому, что невозможно представить, как можно жить будучи лишенным сначала возможности нормально двигаться, а потом еще и возможности говорить. Хокинг живет, однако же, защищает диссертацию, становится светилом мировой науки, находит любящую женщину, которая рожает ему троих (!) детей, потом разводится с ней и крутит роман с собственной сиделкой, пишет научно-популярные книги, встречается с многочисленной аудиторией, отказывается от звания рыцаря, постоянно шутит и вообще полон оптимизма. Когда в молодости обнаружили у него боковой амиотрофический склероз, ему врачи дали 2 года, а он живет до сих пор, ему уже 73 года, господи, да у нас здоровые люди столько не живут! Вот это Человечище! Вот о ком можно снимать десятки биографий. В центре внимания, однако же, не только сам Стивен, но и его жена Джейн - это героическая женщина, которая, узнав о болезни возлюбленного, когда его родственники деликатно отговаривали её от продолжения отношений, решила выйти за него замуж, родила ему, как уже было упомянуто, троих детей и тянула на себе и их, и становящегося все более беспомощным физически мужа очень долгое время. Подобной личностью невозможно не восхититься. К сожалению, лично для меня в картине было слишком мало физики. Пространные разговоры Хокинга о том, что хорошо бы придумать красивую формулу, объясняющую возникновение всего (в оригинале фильм называется "Теория всего"), не способны толком объяснить зрителю, чем же так знаменит герой. Впрочем, "Краткая история времени" Хокинга - книга научно-популярная, широко известна во всем мире (в том числе и неоднократно издавалась на русском языке), кроме того, в 2004 году был снят и научно-популярный телефильм о Хокинге, поэтому авторы, вероятно, предполагают, что большинству зрителей все открытия этого ученого уже известны. История сосредотачивается на личной жизни. По сути, "Вселенная Стивена Хокинга" - классическая биография, линейно и последовательно рассказывающая о жизни Хокинга, начиная от учебы в Кембридже, где он познакомился со своей будущей женой и заканчивая почти что днями сегодняшними. Снято интересно и трогательно. Грандиозна, конечно же, работа актера Эдди Редмэйна, сыгравшего самого Хокинга - перевоплощение получилось столь ярким и достоверным, что Стивен, посмотрев фильм, признался, что иногда ему казалось, что в кадре действительно он сам, а Редмэйн оставался неподвижным даже между дублями, вследствие чего у него на самом деле искривился позвоночник (надеюсь, что его потом выправили). За столь фантастичную и тяжелейшую работу Редмэйн получил заслуженный "Оскар" за лучшую мужскую роль.

В конце перейду к самым слабым участникам оскаровской гонки. "Отрочество" - картина, которую Ричард Линклейтер снимал 12 лет. Зачем он это делал - для меня загадка, ибо овчинка явно не стоит выделки. В картине рассказывается история одной семьи, условной - у родителей даже имен нет - просто "мама" и "папа", типичной американской семьи. Мать с отцом развелись, он уехал куда-то на Аляску, она одна (бабушка помогает) воспитывает двоих детей - старшую дочь Саманту и младшего сына Мэйсона. Американская мать-одиночка имеет машину и дом, в состоянии обеспечивать двоих детей и еще успевает выучиться и получить степень, чтобы потом преподавать. Не каждая полная российская семья может похвастаться таким уровнем жизни. Поэтому смотреть на их американские "житейские горести" как-то даже смешно. Единственная более или менее серьезная проблема, с которой сталкивается семья - это алкоголизм отчима-профессора, который начинает побивать мать, и та, ничего лучше не придумав, просто сбегает из дома, бросив там супругу на съедение двоих своих детей (!). Супруг, поддатый, сажает их и своих двоих деток в машину, везет их в какой-то магазин, по дороге чуть не попадает в аварию. Детки в шоке. Через какое-то время появляется их мать с какой-то подругой (интересно, что бы она стала делать, если бы детей профессор все-таки угробил) и увозит своих детей, наплевав на детей мужа, хотя они жили все вместе какое-то время и она, вроде как, воспитывала их, как родных. На логичный вопрос детей - что теперь будет с нашими, вроде как, братом и сестрой - увидим ли мы их еще когда-нибудь, мама отвечает - не знаю, я должна заботиться о вас, а за них я не отвечаю. Действительно, эти детки в фильме больше не появляются - т.е. о них просто забыли, померли они там, прибил ли их алкаш отец или они сбежали из дома - а какая разница? По американским законам развелись - дети супруга тебе теперь чужие - полезешь к ним, еще и тебя привлекут к ответственности. В "Отрочестве" хорошо просматривается ненавистный мне "американский" менталитет - этакая стилизованная семейка с кучей надуманных проблем, все члены которой - эгоисты по природе своей. Отец, который бросил семью, чтобы балду пинать, потом взялся таки за ум, нашел молодую жену, родил уже от неё ребенка и, приехав в гости к первой жене на выпускной сына, говорит - каких хороших детей ты воспитала. Ну, спасибо тебе, дорогой, на добром слове! Детей папа, впрочем, иногда навещал, после того, как вернулся с Аляски, где пропадал несколько лет и не было от него ни слуху, ни духу. Однако истина, которую он пытается втолковать собственному сыну - тот же самый эгоизм - не подарю тебе машину на шестнадцатилетие (хотя когда-то обещал, вероятно, по пьяни), хочешь тачку - заработай на неё сам. Никто, сына, в этой жизни тебе не будет помогать, всего нужно добиваться самому. Не удивительно, что дети растут, словно сорная трава, никому особо не нужные - папа приходящий, мама постоянно или в работе или в поиске очередного непутевого мужа. Пожалуй, единственный, кто в этой семье вызывает хоть какое-то сочувствие - это младший сын Мейсон, отлично сыгранный Элларом Колтрейном. Мальчик вырастает, он всерьез увлекается фотографией, и, вероятно, из него выйдет все же толк, но как же его жаль - одинокий, пропускающий через себя семейные дрязги, безалаберного папашу, нервную эгоистичную мамашу, отличницу-сестру, и на выходе, переварив этакое "воспитание", он просто пускается в свободное плавание, легко отпустив все, что было в прошлом - а что еще ему остается? Мамаша, во время переезда сына, опять начинает ныть - вот, все меня побросали, чувствую, словно жизнь моя закончилась. Хочется ей сказать - дорогая, а в воспитании внуков ты участия принимать уже не собираешься, детей спровадила, и сразу в гроб? Странно слышать подобные излияния от женщины, которая сама настаивала на том, чтобы дети поскорее начали жить самостоятельно. В Америке это принято - побыстрее вылететь из гнезда. С одной стороны, это правильно, но с другой стороны - не слишком ли люди, с подобным менталитетом, зацикливаются на себе, забывая о воспитании детей и отправляя своих родителей в дома престарелых? "Отрочество" по-началу рассматривали как потенциального лидера оскаровской гонки, фильм собрал огромное количество наград, начиная от приза за режиссуру Берлинале 2014 и заканчивая "Золотым глобусом" за лучший драматический фильм. Однако, академики решили все-таки вывести на передний план "Бёрдмэна", оставив сомнительную семейную драму лишь с одной наградой - "Оскар" получила разжиревшая Патриция Аркетт за лучшую женскую роль второго плана. Ничего не имею против этой актрисы, со своей задачей она справилась, но как же неприятна мне её героиня, та самая истеричная и эгоистичная мать семейства! В остальных номинациях фильм "Отрочество" пролетел, 12 лет съемок не впечатлили академиков и, в кои то веки, я, уже настроившись на то, что главную награду опять заберет самый слабый фильм, рада подобному решению. Изначальная идея фильма, видимо, за давностью лет была потеряна, и свелась к банальному рекорду и возможности посмотреть, как взрослеет человек, что видели мы и в других, гораздо более интересных проектах. Чтобы удивить и впечатлить хоть сколько-нибудь зрителя, мастерства Линклейтеру явно не хватило.


Последний фильм в этом обзоре - "Американский снайпер", которые наши прокатчики назвали просто "Снайпером", решив не обострять националистические настроения, ибо картина сама по себе крайне проамериканская. Это тоже история гения, реальная история Криса Кайла, легендарного снайпера, за время службы в Ираке уничтожившего 160 человек и прозванного иракцами "дьяволом". За то время, пока экранизировались мемуары Кайла, его успел пристрелить один из ветеранов, которому Крис помогал вернуться к нормальной жизни после войны. Не смотря на то, что фильм топорно патриотический, а персонаж - само воплощение американского героя, благородного и непогрешимого во всех отношениях - конечно, террористы напали на родину (11 сентября) - кому ж встать на её защиту, как не Крису; конечно, иракский ребенок, схвативший гранату, наверняка подорвал бы ею американских солдат, поэтому Крис со слезами на глазах убивает мальчишку, молодец, герой - и в том же духе, т.е. ни тени сомнений в правоте американского снайпера - он же американский! Так вот, не смотря на всю эту клюкву, фильмы, снятые Клинтом Иствудом, всегда смотрятся как минимум неплохо. В картине, пусть она и навязчиво наводит на сравнения с гораздо более непредвзятым и мастерским "Повелителем бури" Бигелоу, есть и интрига, и некоторой здравый посыл. В частности, фильм обращает внимание на проблему ветеранов, о которой в США, как и во всех других странах, включая, разумеется, и нашу, предпочитают замалчивать. Молодые парни возвращаются с войны инвалидами, искалеченными как физически, так и морально, и хорошо, если вообще возвращаются. К концу "Снайпера" бравурного патриотизма становится в разы меньше и постепенно перед зрителем выплывает суровая правда жизни - да, наши ребята, конечно, молодцы, но стоит ли оно того? Сам Кайл становится в конечном счете жертвой такого же, как он, человека, необратимо пострадавшего психически за время участия в войне. Да, война привлекает мужчин, удовлетворяя их физиологическую потребность в насилии, но когда семьи и дети остаются без кормильцев, становится очевидно, что лучше бы нормальному здоровому мужчине выместить агрессию где-нибудь в другом месте, например, в тире. Америка погрязла в войнах на чужих территориях. Пока политики вопят о мировой угрозе терроризма (а террористов между тем спонсируют те же американские производители оружия), войны поглощают сотни тысяч простых американских парней. Не пора бы остановится? "Снайпер" прошел в череде оскаровских номинантов, оставшись практически незамеченным - получив лишь одну незначительную техническую награду, чтобы не было обидно. Тем не менее, приятно, что этот фильм пройдет в прокате и в нашей стране - если не акцентироваться на излишнем национализме проблема, в нем показанная, очень хорошо ложится и на нашу сегодняшнюю действительность. О ветеранах афганистанской войны, чеченской войны, все еще живущих среди нас, помнит ли сегодня хоть кто-нибудь? Отечественный кинематограф, когда речь заходит о воинской доблести, непременно муссирует 70 лет назад закончившуюся ВОВ, умалчивая о том, что войны, вообще то, продолжаются до сих пор, и наши молодые парни и сейчас принимают в них участие.

PS. К сожалению, нет пока в Интернете фильма "Сельма", который тоже являлся номинантом в главной категории "лучший фильм". Надеюсь, что посмотреть его все-таки удастся и тогда, конечно, добавлю его в данный обзор.

PSS. Надеюсь также, что осилю со временем и еще один обзор - фильмов, фигурировавших во второстепенных категориях. В частности, это номинация на главные женские роли, ибо, к сожалению, почти все основные фильмы-номинанты рассказывают о героях-мужчинах. Всего же там получается еще с десяток фильмов, среди которых, я уверена, есть весьма интересные, а потому и их обзор когда-нибудь случится.

@темы: оскаровские обзоры, рецензии (фильмы)