00:25 

"Куколка" Молодежного театра

Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
В "Премьере" прошел спектакль "Молодежки" "Куколка". Эта постановка была второй по счету работой Ларисы Малеванной с нашим театром. Материал, конечно, полегче, чем "Вечный муж" - в основе роман Аверченко "Шутка мецената". Однако, если "Чудики" - полный махровый соц. реализм, а "Вечный муж" - абсолютный психологизм, тонкая тропка между сном и реальностью, то "Куколка" - нечто среднее, вроде и житейская история, и даже комедия, но в то же время и странная игра ума, неожиданный психологический выверт.
Подобные спектакли можно и нужно пересматривать - с каждым разом замечаешь все больше, все глубже погружаешься в суть. Уже зная интригу, внимательнее вслушиваешься в диалоги и монологи, ловишь новый смысл, не отвлекаясь на мелочи. Постановка, конечно, замечательная. Все очень камерно - одни декорации на весь спектакль - одна комната. Где нужна другая локация, просто затемняется глубь сцены, и такое упрощение совершенно не коробит - все внимание зрителя направлено на актеров, и только на актеров. Драматургия великолепна, идеально прорисован каждый персонаж, все на своем месте, ни одного лишнего слова и даже жеста. Герои много говорят, но лишь совсем невнимательный зритель решит, что говорят они не всегда по делу, нет, пройдет время, и все ниточки сойдутся, все ружья в нужный момент выстрелят. Вообще в "Куколке" каждый персонаж идеально срастается с актером и трудно даже представить, как бы сыграл поэта Шелковникова кто-то кроме Дмитрия Крамаря, Мотылька - кто-то кроме Алексея Алексеева, Принцессу - не Людмила Дорошева. Даже маленькая роль няньки в исполнении Натальи Денисовой так шикарна, что без этой вечно ворчащей сварливой старушки спектакль просто невозможно представить! Единственное, от чего я бы здесь отказалась, так это от песен. Понятно, что актеры "Молодежки" прекрасно поют и режиссеру хотелось в очередной раз продемонстрировать их умения, но, все же, "Куколка", на мой взгляд, спектакль чисто разговорный, и музыкальные номера в нем выглядят лишне, не совсем к месту. Но это, впрочем, мелочь по сравнению с бесспорными общими достоинствами постановки. Движения, пластика, музыка - все гармонично и точно отражает характер истории.
Итак, кто же он, этот Куколка? Невинный агнец или главный злодей в этой истории? Поразительно, но и то, и другое. Валентин Шелковников - это идеальный государственный чиновник. С одной стороны, глуповат и простодушен, а значит, легковнушаем, своих не подсидит, а в случае чего, на него же можно и всю ответственность повесить, с другой стороны - целеустремлен и в меру честолюбив, поэтому имеет цель подняться в карьере повыше. Таких любят и, как правило, с удовольствием повышают в должности до определенного момента, а потом также легко делают козлами отпущения. Но в случае с Валентином, с легкой руки няньки прозванного Куколкой, скромный паренек, возможно, так бы и пописывал стишки в безызвестности, если бы не вмешался в его судьбу Меценат, со скуки ищущий очередное развлечение. Всесильный Меценат и его компания быстро превращаются из кукловодов в беспомощных марионеток, точно также, как быстро превратилась в марионеток советская интеллигенция, выполнив свою роль в осуществлении революции. Поправ мыслящих и талантливых писателей и поэтов, главными редакторами издательств становятся такие вот "куколки" - невежественные и простодушные, но смекалистые и знающие себе цену, готовые не упустить лакомый кусок, тем более, что он сам, с подачи тех же бунтующих интеллигентов, демонстративно оставляющих свои посты, идет в рот - не хотите вы заседать и писать то, что партии надо, так мы с удовольствием сядем на ваше место, и напишем, и подмажем, и покажем все, что простому народу требуется. И горячий сердцем Мотылек, и умник Кузя, и благородный парень, шутник и силач Новакович в итоге остаются жестоко обманутыми и проигравшими в игре по собственным правилам. И вовсе не из-за какой бы то ни было низости или коварства Куколки, нет, Валентин - святая простота, искренне верен своим новоявленным друзьям и горячо в них влюблен, а из-за собственной недальновидности и самомнения. Они мнили себя элитой общества, общество же доказало им, какие люди на самом деле нынче в цене. Именно законы нового общества, а не сам Куколка и не забавное стечение обстоятельств обращают шутку Мецената со товарищи против них самих. В завершении спектакля сцена окрашивается красным цветом - это предупреждение - скоро за одним придут десятки, сотни, тысячи "куколок", которые не оставят места для наших героев. Сейчас еще можно сбежать из Петербурга, например, на Волгу, но скоро скрыться от всепожирающей государственной машины будет уже негде.
За маской легкой шутливой комедии проглядывает горькая истина. В дни же сегодняшние, когда у каждого руля вновь стоит послушная власти и невежественная "куколка", спектакль этот становится как никогда актуален.

@темы: рецензии (спектакли), театр

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Яна и я

главная