22:38 

Венеция 2012: "Отвязные каникулы", "Это был сын", "Что-то в воздухе", "Пятый сезон"

Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
Продолжая обзор основной программы Венецианского кинофестиваля 2012, начинает уже попадаться более достойное кино - в этом обзоре картины на любой зрительский вкус - от чуть ли не автобиографического неореализма до арт-хаусной притчи, ужасающей и прекрасной одновременно, как картины Босха.

Название: Отвязные каникулы (Spring Breakers)
Год: 2012
Страна: США
Жанр: криминал, драма
Режиссер: Хармони Корин
В главных ролях: Джеймс Франко, Эшли Бенсон, Ванесса Энн Хадженс, Селена Гомес

Этот малобюджетный фильм можно, в принципе, пропустить также смело, как и большую часть из предыдущего обзора, ибо идея его глубоко вторична, да и особой художественной ценности он, на мой взгляд, не представляет. Действительно, какие только кинематографисты за всю историю не обращались к раскрытию психологии преступника и исследованию зарождения тяги к запретному в молодых неокрепших подростковых умах. Вот и "Отвязные каникулы" об этом. На самом деле, фильм снят довольно интересно, в реалистичной манере - появляется даже ощущение, что мы смотрим историю, снятую на основе реальных событий, которые так любят американцы. Однако, и тут зрителя надули - сценарий сочинил сам Корин. Идея фильма сводится к тому, что сам человек определяет границы дозволенного и сам же решает, когда ему следует остановиться, потому что остановиться можно всегда - в любой момент. Четырех героинь картины Корин разделили даже по визуальному признаку - одна брюнетка и три блондинки, только у одной волосы подкрашены розовым. Четыре подруги чахнут в студенческом общежитии и решают скопить денег, чтобы на каникулах вырваться из опостылевшей им среды в солнечную Флориду и там оттянуться по полной. Однако, денег не хватает и три блондинки совершают ограбление закусочной. Никто их не поймал, и девочки приезжают во Флориду, селятся в шикарном домике на пляже и начинают гулять, бухать, ширяться и заниматься сексом, ну, а что еще делать подросткам на отдыхе, не книжки же читать и по музеям ходить? Однако вскоре на одну из вечеринок заглядывает полиция и девчонок заметают с остальными за компанию. Им предстоит провести денек в тюрьме, однако один сердобольный парень, напоминающий Джека Воробья, выкупает их. Парня играет Джеймс Франко. Его герой - местный бандюган, впрочем, не такой уж и подлый - никого не изнасиловал и не продал в рабство, просто пожалел девчонок и захотел с ними потусоваться. Брюнетка, самая правильная пай-девочка (что, однако, не помешало ей с радостью принять от подружек ворованные бабки и на них поехать отдыхать), понимает, что просто так ничего не бывает, и что-то парню от них все-таки надо, и, поревев, уезжает домой. У этой девочки барьер оказался самым сильным. Три оставшиеся, типичные оторвы, узнают, чем парень на самом деле зарабатывает и, неожиданно, решают присоединиться к его банде в качестве бойцов. Совершив то свое первое ограбление, девочки, впервые вкусив крови, получили удовольствие и поняли, что вот она, настоящая жизнь, их призвание - не сидеть за партой зевая на очередной лекции, а сотрясать стволом перед лицом уссавшихся со страха "тварей дрожащих", и отбирать все, что принадлежит им по праву сильных мира сего. Роли меняются, и зрителю становится очевидно, что не девушки являются невинными жертвами, а сам бандюган превращается в их игрушку. Однако вскоре одну из девчонок, ту, у которой волосы подкрашены розовым (кстати, во время их первого ограбления, она была за рулем, т.е. фактически провинилась она меньше двух других), подстреливает бывший товарищ, а ныне конкурент бандита. Поняв, что игры кончились, розовая барышня, зализав рану, также сваливает домой - у неё защитный барьер уже заметно слабее, но, оступившись, она смогла вовремя остановиться. Две же оставшихся блонди барьера не имеют совсем и идут до конца, разделив с бандюганом и постель, и войну - криминальные любовники отправляются мстить зарвавшемуся конкуренту. Героя Франко сразу же подстреливают, а девочки спокойно идут себе, нацепив на головы розовые гламурные маски (вспоминается Pussy Riot), и мочат из автоматов всех подряд. Звучит проникновенная песня Бритни Спирз. Завершив кровавую расправу, девушки целуют павшего сотоварища в мертвые губы и уезжают на шикарном кабриолете в закат. Понятно, что вскоре их поймают, и хорошо, если полиция, а не друзья и близкие убиенных ими мафиози. Однако такой наигранно мажорной концовкой режиссер сильно подпортил впечатление - нельзя всерьез сочувствовать таким героиням. Вообще все это действо выглядит наивно, незрело и неправдоподобно. Впечатлить хоть сколько-нибудь "Отвязные каникулы" способны разве что неискушенных подростков. Впрочем, скорее всего, именно они являются целевой аудиторией этого фильма. Впрочем, картина даже (вероятно, ввиду некоторой поучительности, на самом деле - ложной) умудрилась получить одно особое упоминание на фестивале - приз «Future Film Festival Digital Award». С кем не бывает...

Название: Это был сын (È stato il figlio)
Год: 2012
Страна: Италия
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Даниэле Чипри
В главных ролях: Тони Сервилло, Джизельда Володи, Джузеппе Витале

Несравненно более интересная работа, нежели вышеописанная. Фильм "Это был сын" - экранизация одноименного романа. На Венецианском кинофестивале фильм не остался незамеченным, получив две награды, в числе которых "Золотые Озеллы за уникальное техническое содействие". Снята картина в несколько гротескно-сатиритечкой манере, подобно тому, как снимаются каламбур-шоу. Интересно, что в такой несвойственной манере перед зрителем разворачивается настоящий фильм-притча с трагическим и поучительным финалом. Пожилой итальянец, ожидая очереди в банке на оплату счетов, рассказывает посетителям интересную историю о некой итальянской семье. Действие происходит примерно в середине 20 века. Семья абсолютно типичная, даже немного карикатурная - все очень эмоциональны, немного глуповаты, немного завистливы, очень бедны, едва сводят концы с концами, но, в целом, живут, как и все. Пока однажды не случается несчастье - мафия застреливает девочку, младшую дочь. Насколько я поняла, целились в родственника, племянника, молодого парня, в девочку попали случайно. Но убили, к сожалению. Отец, особенно её любивший, вне себя от горя, но друг семьи подкидывает идею - государство платит щедрую компенсацию семье, пострадавшей от рук мафии - можно, действительно, озолотиться. И дальше начинается череда нескончаемых мытарств по судам и инстанциям. Деньги вроде как уже обещаны, но фактически их все нет - семья влезает в долги, связывается с нечестными кредиторами и т.д. и т.п. Вся эта суета, на мой взгляд, показана с одной лишь целью - доказать зрителям, каким трудом доставались семье эти деньги. Это с одной стороны, но с другой - а как же девочка, память о которой сохранил разве что её старший брат - настоящий позор семьи - ему уже больше 20 лет, а все не определится, чем заниматься в жизни, инфантильный и беспомощный мечтательный молодой человек. Но именно он не забывает, что близкого не вернешь никакими деньгами, прочие же члены семьи, наконец, получив обещанные миллионы, уже пребывают в сладостной эйфории... Но тут новая задача - как потратить такие огромные деньжищи? Отец семейства, всю жизнь нищенствовавший, настаивает на покупке шикарного "Мерседеса", мол, хоть раз в жизни нужно себе позволить то, о чем когда-то и мечтать не мог. Купили "Мерседес", даже пригласили местного священника освятить машину. Отец семейства пылинки с неё сдувает, потерял покой и сон. Вот она, расплата за малодушие - кровавые деньги никогда не приносят счастья. Племянник подбивает старшего сына тайком взять машину, покататься. Тот, мучимый постоянными упреками семьи, хочет хоть как-то развлечься, и соглашается. И, возвращаясь домой, погибшая сестра вдруг встает у парня перед глазами, и происходит небольшое столкновение. Всего-то чуть поцарапан бампер "Мерседеса", однако, даже такой малый дефект уже обесценивает дорогую покупку. Наутро отец просыпается, бежит, как обычно к машине... Ну, а дальше фарс уже окончательно перерастает в трагедию и сюжет закручивается совершенно неожиданным образом. Отец в гневе кидается на сына, на помощь прибегает племянник и случайно... застреливает отца семейства. И тут бабка, мать отца семейства, неожиданно быстро решает, как нужно поступить. Племянник, конечно, гад и баламут, но он неплохо зарабатывает. А единственный сын семейства ничем не занимается - как он сможет прокормить мать и бабушку, ведь они теперь остались без главы семьи? И бабушка решает - скажем, что убийца - сын, а не племянник. Мол, защищался, все равно надолго его не посадят. А племянник за то, что его спасли от тюрьмы, будет обеспечивать вдову и её пожизненно. Ну, и вызывают полицию, сына отправляют в комнату - что будет дальше - уже понятно... Старый итальянец, рассказавший эту историю, возвращается к себе домой, в старую и одинокую квартиру, ту самую, где и происходило все действо - мы уже поняли, что он и есть тот самый сын. Ржавый остов "Мерседеса" так и стоит во дворе. Где же проходит грань, отделяющая житейский рационализм от хищнической бесчеловечности? Иногда слышим мы истории про то, как преступников пытаются привлечь к суду, не взяв предлагаемый ими "откуп". "Дураки, нужно было брать компенсацию, пока предлагали", - говорят обычно в таких случаях люди. Только мы все время забываем о том, что человеческая жизнь несравнимо ценнее всех возможных материальных благ, и никакие блага не вернут любимого человека, не компенсируют душе утрату... Впав в зависимость от кучи денег, легко позабыть, какими слезами они доставались. Однако, пройдет время, и деньги обратятся в пыль, а сам их обладатель состарится, умрет - и ради чего все это было, кому эти деньги принесли счастье? Поэтому я, может, идеалист в этом отношении, но ставлю принципы выше денег, и низко кланяюсь всем тем людям, кто, вместо того, чтобы взять откупные за смерть близкого, борется не на жизнь, а на смерть, и проигрывает, разбивая лоб о стену - но, все-таки, это правильнее, даже если ты проиграешь, даже если останешься ни с чем - у тебя совесть будет спокойна. Совесть и душевный покой за деньги не купишь. А все, что купишь за деньги - это хлам.

Название: Что-то в воздухе (Après mai)
Год: 2012
Страна: Франция
Жанр: драма
Режиссер: Оливье Ассайас
В главных ролях: Клеман Метейе, Лола Кретон, Феликс Арман

Наконец-то первый серьезный претендент на одну из высших наград фестиваля. "Что-то в воздухе" Оливье Ассайаса получил "Золотые Озеллы" за лучший сценарий. Картина эта, действительно, на фоне довольно спорного и, прямо скажу, слабоватого репертуара Венеции 2012, смотрится весьма достойно. "Что-то в воздухе" - это фильм - срез времени, иллюстрация из жизни. В сюжете нет четкости и стройности - события наносятся на карту повествования легкими мазками, из которых самому зрителю предстоит складывать картину и определять свое к ней отношение - автор же максимально отстраняется от происходящего, выступая в роли стороннего ностальгирующего по ушедшим временам былой юности наблюдателя. В центре сюжета несколько молодых людей, так называемая творческая и политически активная интеллигенция. Это бунтари 70-х гг 20 века - начинающие художники, кинематографисты, писатели и все они к тому же коммунисты, активно борящиеся за права пролетариев во всех странах мира. Они подпольно печатают листовки, показывают фильмы, даже устраивают терракты... Но на самом деле ребята эти просто ищут себя - они ездят по миру, рисуют, влюбляются, принимают наркотики, мечтают, ставят перед собой цели, меняют цели на новые... Фильм создает потрясающую атмосферу молодой активной жизни, к сожалению, в наши дни безвозвратно утерянную. Молодежь 70-х не проводила дни в интернете, они общались, они путешествовали, они ездили в электричках, где все, стоя или сидя, читали ПЕЧАТНЫЕ книги. И они читали книги, газеты, они передавали их друг другу, они обсуждали, спорили, они не мирились с окружающим миром, они пытались его исправить. Они верили, что их жизнь велика и значительна, а талант - бесспорен и уникален, они спешили самореализоваться. Прекрасные дети, достойные восхищения и одновременно сочувствия, ведь они еще так молоды, они еще слишком мало совершили ошибок, они еще верят в людей, они жаждут жить, но боятся даже прикоснуться к настоящей жизни, ибо настоящая жизнь с её тяготами и обязательствами, увы, очень часто ставит крест на творчестве, поиске себя и самовыражении, да и на личной свободе вообще. И потому влюбленные мальчики не могут предложить своим девочкам серьезных зрелых отношений, а девочки, в свою очередь, пытаются разлюбить оторванных от реальности мальчиков, но не могут, и страдают. В конечном же счете каждый выберет свой путь, но все эти решения - промежуточные, потому что жизнь для молодых людей 70-х движется непрерывно, а мир меняется каждую секунду, а потому, ищущий в нем свое место - да обрящет. Прекрасное было время, действительно, было что-то в воздухе, чего сейчас уже нет - мир стал капиталистическим, золотой телец - общественной идеологией, а масс медиа и интернет поглотили все и ничего, увы, с этим не сделаешь - иное время. И тем прекраснее картина Ассайаса, позволяющая окунуться в былую эпоху, вспомнить о том, какими мы, может быть, были, а может быть, никогда не были, а жаль...

Название: Пятый сезон (La cinquième saison)
Год: 2012
Страна: Бельгия, Нидерланды, Франция
Жанр: драма, детектив
Режиссер: Петер Бросенс, Джессика Хоуп Вудворт
В главных ролях: Аурелия Пурье, Джанго Чревенс, Сэм Ловик

О, наконец-то арт-хаус! Причем весьма неплохой, на мой взгляд. "Пятый сезон" получил две награды на Венецианском кинофестивале, одна из них - выбор молодежного жюри. Сюжет картины в той или иной степени современный зритель видит чуть ли не в каждом втором ужастике или фантастическом фильме, достаточно вспомнить хотя бы не так давно вышедший на экраны "Интерстеллар" - наступающий на Земле апокалипсис, природные катаклизмы делают жизнь человека на планете невозможной. Однако это вовсе не повод считать "Пятый сезон" вторичным или же причислять его к многочисленным арт-хаусным чернухам про опустившееся человечество. И вот почему. "Пятый сезон" - удивительно красивое визуально и музыкально кино. Картина пронизана этакими музыкальными клипами - обычные события вдруг предстают перед нами поэтично и сюрреалистически, причем эта самая поэтика происходит именно под аккомпанемент угасания природы. Природа, показанная в "Пятом сезоне", настолько могущественна, что даже смерть её прекрасна. Бесполезно описывать это словами - фильм нужно смотреть. Приведу лишь один пример: оператор снимает снизу вечернее серое небо на фоне которого колышутся от ветра черные кроны засыхающих уже деревьев. Одно дерево падает. Господи, сколько раз я наблюдала вечером из своего окна эту чарующую картину шумящих черных крон деревьев. Это просто фантастически красиво. Причем эти сцены, каждая из них, это не просто красивые съемки природы - каждая сцена несет смысл и, можно сказать, именно они и являются сутью картины. Да, есть и линейный сюжет. Собственно, он и переплетен причудливо с поэтическим сюром и они прекрасно продолжают и дополняют друг друга. Итак, природа наказывает человека - зима отказывается уходить - её соломенное чучело не сгорает на костре. Потом перестают петь петухи, коровы не дают больше молока, земля ничего не родит, деревья и животные гибнут. Оказывается, все очень просто - еще недавно любимейшее дитя природы, щедро выдаивающее её соки, человек вдруг превращается в отвергнутого и изгнанного из уютного дома ублюдка. За зимой приходит весна, потом лето, потом осень, но ничего не меняется, становится только хуже. И это уже не зима, это пятый сезон - сезон отчаяния и безнадежности. Человечество теряет цивилизованный облик, и лишь несколько героев картины - девушка Элис, мальчик-инвалид Октав и его отец до последнего сохраняют человечность, однако, обезумевшее дичающее большинство уничтожает и их. Фермер, сидящий напротив любимого петуха, вдруг становится им - на нем теперь птичья маска. Потом петух уже давно съеден - не до любви уже, съедено вообще все, что можно есть. И вся толпа жителей деревни, собравшаяся вершить ритуальную расправу над девушкой, теперь в этих же самых птичьих масках - уподобилась стае взбалмошных неразумных пернатых. В последнем кадре по деревне шествуют уже натуральные страусы, как известно, очень глупые птицы. Человеческий облик потерян, окончательно и бесповоротно. Природа поглотила собственный венец, который некогда породила так беспечно, не думая о последствиях. Кино, конечно, не для массового зрителя, но те, кто рискнет его посмотреть до конца и осмыслить увиденное, будут щедро вознаграждены - это действительно ужасающее и одновременно прекрасное зрелище впечатляет до глубины души.

@темы: рецензии (фильмы), фестивальные обзоры

URL
Комментарии
2015-02-01 в 17:48 

Свами
Спасибо за рецензии на эти фильмы, очень интересно, продолжай, пожалуйста!:tongue:

2015-02-05 в 00:54 

Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
Это просто обзоры, на рецензию не тянут. Зрелище, конечно, не самое легкое, но, если что-то заинтересовало, заказывай, запишу тебе. Лично я рекомендую "Что-то в воздухе" и "Пятый сезон" - да, арт-хаус, но очень зрелищный, посмотреть стоит. Я планирую закончить Венецию и посмотреть еще программу Берлинале - там тоже много интересного.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Яна и я

главная