20:09 

История индийского кино

Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
Данная статья основана на материале из книги Кирилла Разлогова "Мировое кино. История искусства экрана", М.: Эксмо, 2013 год.

Итак, Индия выпускает в год, как и сейчас, так и в прошлые десятилетия, огромное количество фильмов: от 600 до 1000. Объясняется это тем, что в стране более десятка различных языков, соответствующих разным её регионам, поэтому фильм, снятый на одном языке, не переводится на другие диалекты. Вместо этого в регионе с другим языком снимают фильм с аналогичным сюжетом уже на языке данного региона, с другими актерами и бюджетом и т.д. Т.е. получается, что картина с одним и тем же сюжетом многократно переснимается внутри страны. Такая вот интересная особенность индийского кинематографа.
Столица болливудской киноиндустрии - город Бомбей, который сейчас переименован в Мумбай. Он является некоторым аналогом Голливуда в США - это место, где сосредоточена киноиндустрия массового производства, т.е. фильмов с крупным бюджетом для широкой зрительской аудитории. Традиционное индийское кино - это длинные, продолжительностью около 3 часов, фильмы с танцами, песнями и демонстрацией боевых искусств.
Однако, кроме Бомбея в Индии располагается еще один штат с развитым кинематографом, который является поставщиком уже более интеллектуального кино. Это Бенгалия, которая, после освобождения Индии от британского владычества в 1947 году, разделилась на 2 части: Западная Бенгалия - осталась в составе Индии, Восточная Бенгалия - вошла в состав Пакистана. В 1971 г. в Восточной Бенгалии произошла революция, в результате которой она стала самостоятельным государством Бангладеш. Но народ и западной и восточной Бенгалии говорит на одном языке - бенгальском, и культурные, и интеллектуальные традиции у них также общие, основанные на творчестве классика мировой литературы Р. Тагора. Бенгальское кино, таким образом, благодаря кинофестивалям, стало известно и в Западной Европе, и в США. Затрагивал Бенгальский кинематограф острые социальные вопросы, что объяснялось, в частности, нищетой Западной Бенгалии и множеством социальных проблем, которые стремились отразить индийские кинематографисты.
Самые известные представители интеллектуального бенгальского кино - это Сатьяджит Рей, Мринал Сен, Ритвик Гхатак. Сатьяджит Рей прославился своими ранними картинами "Песнь дороги" (1955), а затем трилогией о мальчике Апу: "Непокоренный", "Апараджито" (1956), "Мир Апу" (1959). Его фильмы затрагивали, в частности, влияние на личность и судьбу человека традиций общества, а также конфликт между старыми устоями и культурой нового времени. Мринал Сен, Ритвик Гхатак - последователи Рея, также в своих картинах затрагивали судьбы беднейших слоев населения Индии. В 1970-е гг. в Индии наступает золотой рассвет так называемого "нетрадиционного" кино, которое создается при поддержке Национальной корпорации развития кино. В развитие нетрадиционного кинематографа внесли вклад и режиссеры из других регионов Индии - Адур Гопалакришнан из Кералы, Гириш Касаравалли из Карнатака, Мани Ратнам из Тамилнада и др. Их фильмы рассчитаны на интеллектуального зрителя и затрагивают такие насущные проблемы современной Индии как национальная интеграция, распад традиционной патриархальной семьи, положение женщины в обществе, конфликт старого и нового на всех уровнях, от материального, до идеологического. Таким образом, нетрадиционный кинематограф проложил дорогу индийскому кино в европейскую и американскую культуру.
Что же касается традиционного индийского кинематографа, то в мировом масштабе Болливуд (как стали называть Бомбей) встает в ряд с такой мощнейшей мировой киноиндустрией, как Голливуд. Болливуд производит более простые картины для массового потребителя, как правило, слезливые мелодрамы с танцами, песнями и элементами боевика. Такое кино выходит далеко за пределы Индии, распространяется по миру, и становится очень популярным, в частности, в СССР, по причине того, что импорт европейского и американского кино был сильно ограничен. Наиболее успешно прошедшие в нашей стране индийские фильмы - "Бродяга" (1951), "Господин 420" (1955) с Раджем Капуром в главных ролях, "Зита и Гита" (1972), "Танцор диско" (1983).
Современное индийское кино и в наши дни сохраняет исторические черты - продолжительность около 3 часов, танцы и песни, слезливая мелодрама. Однако теперь популярные индийские картины обязательно включают эпизоды, действие которых происходит в Европе и Америке, где индийские девушки могут носить мини-юбки (что в родной стране не допустимо) и даже целоваться (поцелуи в индийском кино были запрещены до 70-х гг 20 века).
Болливуд славится своей любовью к династиям: одних Капуров в киноиндустрии работает несколько десятков, не только актеров, но и режиссеров, сценаристов, продюсеров.
Некоторые индийские режиссеры, иммигрировав в другие страны, продолжают создавать фильмы на индийские тематики. Например, Дипа Метху работает в Канаде. Мира Наир, снимает как в Индии, так и в США и Европе. На последнюю, Миру Наир, советую обратить особое внимание - это довольно известная в мире женщина режиссер, снявшая в 90-е гг такие фильмы как "Салам, Бомбей", "Миссисипи Масала", "Ярмарка тщеславия", "Камасутра: история любви". Большой успех имела её картина "Свадьба в сезон дождей" (2000), в которой Наир вернулась к индийской тематике, в фильме во время свадьбы в семье происходят конфликты и раскрываются шокирующие тайны. Картина получила "Золотого льва" на Венецианском кинофестивале в 2001 году.
Современные реалии и процесс глобализации меняют индийское кино - в картинах нулевых появляются темы феминизма, равенства полов ("Играй, как Бэкхем", 2002 г.), "Сердце говорит: "Вперед", 2009 г.), борьба с устоявшимися правилами ("Дети как звезды на земле", 2007 - картина от Индии была выдвинута на "Оскар"). Современные веяния гламура также нашли отражение в индийском кино: "Мода" или "В плену у моды" режиссера Мадхура Бхандаркара, 2008 г. - эту картину можно считать аналогом европейского фильма "Высокая мода" или американского "Дьявол носит Прада".
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что индийское кино, как и кино многих других стран мира, с успехом вписалось в мировой процесс глобализации, как в мейнстриме, так и в направлении фестивального кино.
От себя добавлю, что режиссеры-эмигранты, такие, как Мира Наир, конечно, снимают кино, даже на родную тематику, уже совсем не так, как это делает в Индии для местного населения. Если же брать индийское кино, даже современное, не совместного производства, т.е. не ориентированное на массовую европейскую и американскую аудиторию, а, так сказать, сделанное в классических традициях, то это зрелище, пусть уже и богатое спецэффектами и заграничным антуражем, все также весьма специфическое. Очень длинное, сюжет прост, герои наивны и глуповаты. Как-то я была в гостях у подруги, и она предложила мне посмотреть современный индийский фильм - тоже какая-то история про девушку за границей, кажется. Я с дуру согласилась, понадеявшись, что, какой бы фильм ни был, он идет от силы 1,5 - 2 часа - вполне по силам вытерпеть. Мы начали смотреть. Фильм был ужасен - скучный, примитивный, но самое неприятное было в том, что это гребаное кино все никак не заканчивалось! В конце-концов я потеряла терпение, и, сказав подруге, что мне пора домой, ушла, не досмотрев фильм до конца, что я в то время делала очень редко. Я, еще не будучи так искушена в кинематографе, всегда старалась досматривать кино до конца, да и уходить, будучи приглашенной, так резко было, пожалуй, невежливо, поэтому можете себе представить, НАСКОЛЬКО ужасным было это кино. После такого печального опыта я потеряла всякое желание знакомиться с шедеврами Болливуда. Знаю, что в наших кинотеатрах индийские кассовые фильмы иногда проходят - штуки по 3-4 за год. Но, как правило, это ремейки или продолжения старых, любимых отечественному зрителю с советских времен фильмов. Поэтому в целом наш массовый зритель не так чтобы уж очень фанатеет от индийского кино (есть, конечно, исключения - в основном это люди старшего поколения, выросшие на классическом индийском кино). Познакомься с творчеством Миры Наир, особенно рекомендую "Свадьбу в сезон дождей", вот, пожалуй, и все, что я бы посоветовала. Остальное, то, что появляется в наши кинотеатрах или на ДВД - в основном обычный проходной середнячок с некоторой национальной спецификой, можно посмотреть что-нибудь для ознакомления. Например, кассовым оказался фильм "Байкеры 3" (2013), в наших кинотеатрах он тоже проходил. Но если говорить о фестивальном кино, в последние годы я про значимые индийские фильмы, увы, ничего не слышала...

@темы: кино

URL
Комментарии
2014-12-26 в 21:41 

talina30
жить-как дышать
Мерси. Болею я вот

2014-12-27 в 20:01 

talina30
жить-как дышать
ты вк заглядываешь?

2014-12-28 в 11:30 

Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
Да. Ты туда переселилась?

URL
2015-01-02 в 20:24 

talina30
жить-как дышать
Дак надо познакомиться с сайтом, я в этом вк ничего не понимаю. Что то выкладываю. будешь - заглянь. Предлагаю Свете тоже зарегиться в вк, будем там общаться.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Яна и я

главная