12:56 

Канны 2013: "Венера в мехах", "Соломенный щит", "Небраска", "За канделябрами"

Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
Вот и последний обзор фильмов основной программы Каннского международного кинофестиваля 2013 года. Два последних фильма я оставила на конец просто потому, что уже смотрела их раньше, но, конечно, сказать о них стоит.

Название: Венера в мехах
Год: 2013
Страна: Франция, Польша
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Роман Полански
В главных ролях: Эмманюэль Сенье, Матье Амальрик


Этот камерный сатирико-драматический фильм всего с двумя актерами - истинное украшение Каннского кинофестиваля. Роман Полански, не смотря на свой почтенный возраст, в очередной раз доказал, что может делать виртуозное и захватывающее ироничное кино. Все действие разворачивается в театральном зале, примерно в наши дни, где начинающий режиссер с большими амбициями Тома проводит прослушивание актрис на роль главной героини Ванды. Режиссер собирается ставить пьесу по роману Леопольда фон Захер-Мазоха "Венера в мехах", в своей адаптации. То же, что мы видим на экране в режиссуре Полански - на самом деле экранизация пьесы Дэвида Айзва, 2010 года, которая, в свою очередь основывается на "Венере в мехах" Мазоха. Т.е. Полански выдает этакую адаптацию адаптации. Тома, потратив целый день, так и не углядел достойной актрисы, уже вечер и он, оставшись в театре один, собирается домой, но тут появляется еще одна кандидатка, которая даже утверждает, что её тоже зовут Ванда. Этакая вульгарная и глуповатая смазливая бабец, сразу же вызывающая у Тома стойкое отвращение, но, о чудо, все же поддавшись уговорам в стиле Елены Воробей "ну возьмите меня", войдя в роль, Ванда идеально перевоплощается в свою героиню. Тома в приятном шоке, и они начинают прогонять сцену за сценой. Искушенный зритель, конечно же, почти сразу поймет, что девица Ванда на самом деле никакая не малоизвестная актриса, а сама богиня Венера, сошедшая на землю, дабы покарать зарвавшегося автора-шовиниста. Примечательно, что Ванду играет жена Полански, ну а Тома отчасти, конечно, является карикатурой на самого режиссера (Амальрик даже внешне похож на Полански). Перед зрителем разворачивается такое интеллектуально-театральное противостояние мужчины и женщины, в завершении которого грань между полами несколько стирается... Красивое, азартное и веселое кино для интеллектуального зрителя.

Название: Соломенный щит
Год: 2013
Страна: Япония
Жанр: триллер
Режиссер: Такаси Миике
В главных ролях: Нанако Мацусима, Тацуя Фудзивара, Такао Осава


Азиатского кино в Каннах традиционно немного, но именно поэтому попадают туда как минимум очень оригинальные работы. Такаси Миике - довольно известный японский режиссер-провокатор, мастер жанра боевика и ужасов. В его картинах всегда много крови, они оригинальны, местами даже авангардны. Не скажу, что я большой любитель творчества Миике, но "Соломенный щит" лично мне понравился. Это такой острый, чисто азиатский в своей жестокости криминальный триллер, немного уходящий в тематику социального эксперимента, в связи с чем на ум приходит, к примеру, киноэкранизация "Тетради смерти". Логика в картине изрядно хромает, действие местами притянуто за уши, но мне это было не столь важно, поскольку идея фильма, хоть и не нова, но бьет без промаха. Миике предлагает зрителю порассуждать на тему морального и законного права - что есть закон, должен ли он всегда неукоснительно выполняться, оправдан ли самосуд, и к каким последствиям приводит вроде бы благородное желание отомстить за смерть любимого ребенка. Богатый старик Нинагава объявил, что тому, кто убьет преступника Киомару, изнасиловавшего, а потом жестоко убившего его маленькую внучку, он заплатит 1 миллиард йен, каждый же, кто попытается его убить, пусть и неудачно, получит 100 миллионов йен. Преступник, Киомару, пойман, его нужно перевести в Токио. Однако деньги народу никогда не бывают лишни, а убить убийцу - невелик грех, и на Киомару начинается повсеместная охота. Начальство ставит на его защиту лучших полицейских, самых честных и неподкупных, этакий "щит", так их назвали. Они должны теперь противостоять всем, начиная от рядовых граждан, и заканчивая своими коллегами и полицейской верхушкой. Щит очень быстро теряет прочность, становясь соломенным - полицейские гибнут один за другим, и вопрос - а стоит ли защищать преступника - встает перед зрителем все острее. В конце остается в живых лишь один полицейский, которому все же удается сохранить жизнь подонку только лишь для того, чтобы его судили и приговорили к смертной казни. Мораль фильма - насилие порождает насилие, месть разрушительна и несет за собой гораздо большие жертвы, чем изначальное преступление. Картина снята динамично и не отпускает до самого финала. Очень достойный, на мой взгляд, представитель Японского современного кино, но фильм этот, конечно, в большей степени мейнстримовый, а сценарию не хватает продуманности и четкости, хотя глубина есть.

Название: Небраска
Год: 2013
Страна: США
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Александр Пэйн
В главных ролях: Брюс Дерн, Уилл Форте, Джун Скуиб


"Внутри Льюина Дэвиса" в прошлом году американскими киноакадемиками был оставлен почти без внимания, вероятно, проиграв схожему по тематике роуд муви, рассказывающему о неудачниках, жителях американской глубинки - "Небраске". Фильм "Небраска", действительно, во всех отношениях замечательное независимое кино, получил несколько серьезных номинаций на премии "Оскар" и "Золотой глобус", однако единственная награда, которую фильму удалось получить - это приз Каннского кинофестиваля Брюсу Дерну за лучшую мужскую роль. Не зря многонациональное жюри отметило этот фильм. "Небраска" - история очень душевная и близкая, что называется, к народу. Вуди Грант всю жизнь пил, просрал свой маленький бизнес и на склоне дней он старый маразматик, живущий с двумя взрослыми сыновьями и сварливой женой в провинциальном городке. И вдруг несчастный старик, получив какую-то рекламу-разводку, вбивает себе в голову, что он выиграл миллион долларов, который непременно должен получить лично в городе Линкольн, штат Небраска. Водить ему запретили, и Вуди отправляет в Линкольно пешком. Выловив его раза три, младший сын решает напоследок удовлетворить желание отца и соглашается отвезти его за "призом". Под это дело решили приурочить встречу родственников в городке Гаторн, который как раз по пути, ну, чтобы не совсем уж бесполезной была поездкой. В пути отца и сына ожидает много приключений, веселых и не очень. Предстоит выяснение семейных отношений и неприятные терки с родственничками, покушающимися на чужой миллион. У картины прекрасный очень добрый финал. Миллиона долларов, конечно, никто не получил, но сострадание, понимание и взаимное уважение - дороже денег. Пожалуй, в ранге мейнстримового кино - это самый сильный участник основной программы. Кстати, снят фильм в черно-белом цвете, что в данном случае является прекрасным визуальным решением, и подчеркивает чувство ностальгии героев, путешествующих по местам своего прошлого.

Название: За канделябрами
Год: 2013
Страна: США
Жанр: драма, мелодрама, биография
Режиссер: Стивен Содерберг
В главных ролях: Майкл Дуглас, Мэтт Дэймон, Скотт Бакула


"За канделябрами" - телефильм, снятый известным американским режиссером Содербергом. Картина собрала множество призов, в числе которых "Эмми", "Золотой глобус" (в отдельной категории ТВ-фильмов) и каннская "Премия пальмовой собаки". Снят "За канделябрами" по мотивам романа Скотта Торсона и Алекса Торлейфсона «За канделябрами: Моя жизнь с Либераче» и рассказывает о знаменитом пианисте-виртуозе Валентино Либераче, одним из любовников которого был Скотт Торсон, их отношения и описаны в романе. Фильм заслуживает особого внимания хотя бы потому, что главную роль Либераче исполнил Майкл Дуглас и перевоплощение этого знаменитого актера просто потрясает. Признаться, я всегда уважала Дугласа, но полагала, что великие дни его уже давно прошли. Посмотрев эту картину, я поняла, что великий мастер остается великим, не зависимо от возраста и старичка Майкла еще рановато списывать со счетов, ох, как рановато. "За канделябрами" не производит впечатление классического биопика, уважительно и корректно раскрывающего биографию знаменитости. Эта картина скорее напоминает сумбурные семейные перипетии в стиле Дэвида О. Рассела. В отношениях молодого никому не известного паренька и стареющей звезды отнюдь не юный паренек вертит своим партнером, а совсем наоборот. Начавшись как сказка, отношения постепенно перестают быть равноправными - Скотт все больше подстраивается под своего партнера, привязывается к нему и, следовательно, ревнует и высказывает недовольство, Либераче же, наоборот, быстро привязываясь к человеку, также быстро охладевает и переключается на новую пассию. Картина о вечных в общем-то проблемах взаимоотношений - как один человек попадает во власть другого, а потом оказывается ему не нужен и получает отставку также, как множество прочих до него, и тех, кто будет после него - снята настолько захватывающе и мастерски, что даже я, не большой любитель биопиков, смотрела не отрываясь. Далеко не всегда Содербергу удается создать такое эмоциональное и динамичное кино, но в этот раз как-то звезды сложились и получилось, ей богу, все очень хорошо, во многом, конечно, благодаря сильной актерской игре. Для меня "За канделябрами" стал одним из лучших фильмов основной программы.

Вот и подошла к концу серия обзоров фильмов основной программы Каннского международного кинофестиваля 2013 года. Критики отмечали, что в тот год программа фестиваля была очень сильна. Я могу с ними только согласиться. Конечно, были фильмы, которые понравились больше или меньше, но в целом каждая из этих картин остается в душе и в памяти, словно передавая тебе новый жизненный опыт. Я поняла, чем фестивальное кино отличается от мейнстрима, это совершенно разные уровни. Фестивальное кино - неповторимо, смотреть его - это не развлечение, а нелегкий труд, душевная работа, после которой чувствуешь усталую удовлетворенность, потому что понимаешь, что потраченное время окупиться многократно, как ценный жизненный урок. Понимаю теперь, насколько тяжело приходится критикам, журналистам, кинообозревателям и членам жюри, которые просматривают огромный объем картин за неделю. Я смотрела с перерывами и ушло, наверное, месяца три... Воспринимать фильмы такого уровня подряд, по нескольку в день - это немыслимо. Но смотреть фестивальное кино, не выборочно, а всю программу - это здорово! Хочу повторить этот опыт еще неоднократно, уже подобрала фильмы основной программы Канн 2012 года, но сейчас хочу познакомиться с репертуаром другого крупнейшего мирового кинофестиваля - Венецианского. Взять пришлось 2012 год, потому что, к сожалению, где-то половина картин 2013 до нас еще не дошла - венецианские, значит, идут дольше. Жаль, что такое большое опоздание. Если бы картины доходили до зрителей быстрее, их смотрели бы больше. Ну, кто сейчас посмотрит, например, "Боргмана" или "Прикосновение греха", а посмотреть следует непременно. Надеюсь, хоть кому-то мои обзоры окажутся полезными.

Напоследок, как водится, хочется раздать свои собственные призы. Всегда ведь смотришь соревнование, и хочется самому вручить награды тем, кто лично тебе больше всех оказался мил.
К сожалению, я так и не нашла 4 картины из списка основной программы, но, если судить все остальное, вот как бы я раздала призы, основываясь на своих субъективных предпочтениях, конечно (беру только основные награды, без экуменического жюри, ФИПРЕССИ и т.д.):
Золотая пальмовая ветвь - "Сын в отца", Япония, реж. Хирокадзу Корээда - для меня этот фильм в плане эстетической красоты не был лучшим, но лучшим он оказался по своей сути, своей идее, и в этом плане картина оказалась для меня самой значимой среди работ, представленных в основной программе. Напоминаю, что этот фильм получил награду тоже очень высокую - приз жюри. Но если формально считать "Золотую пальму" высшей наградой, то я вручаю её картине "Сын в отца".
Большой приз жюри - "Небраска", США, реж. Александр Пэйн - здесь сужу уже по эстетическим предпочтениям. "Небраска" - объективно сильнейший фильм основной программы, почти идеальный как сценарно, так и визуально, и, кроме этого, картина будет близка и понятна практически каждому, а не только интеллектуальному зрителю. Т.е. это такое полезное и правильное кино для всех. Остается только посетовать на узкость его проката в нашей стране. Надеюсь, имеющие очи, да узрят. В Каннах же картину оценили только за мужскую роль.
Приз жюри - "Внутри Льюина Дэвиса", США, реж. братья Коэн - вообще этому фильму достался большой приз жюри, но не суть важно для меня, приз жюри - есть приз жюри. "Небраска" - сильнее, потому что душевнее и проще, а "Льюин Дэвис" - картина более сложная и неоднозначная, именно в этом и состоит её ценность. Я абсолютно согласна с жюри в данном случае - отметить этот фильм - правильное решение, но лично я ставлю "Небраску" на первое место, "Льюина Дэвиса" - на второе.
Лучший режиссер - Франсуа Озон, фильм "Молода и прекрасна" - я, к сожалению, не нашла картину "Эли" Амата Эскаланте, поэтому не могу сравнивать, но картина Озона меня очень впечатлила, и за то, что Озон еще жив и остается собой, пусть и в более мягком варианте, присуждаю ему этот приз.
Лучший сценарий - Дэвид Айвз, Роман Полански, фильм "Венера в мехах" - "Прикосновение греха" не впечатлил меня сценарно. Ну, а кому дать за лучший сценарий, как не самому "разговорному" фильму, где все действие сторится на диалогах и происходит на театральной сцене? Конечно, лучший сценарий у виртуозной и ироничной "Венеры в мехах".
Лучшая мужская роль - Майкл Дуглас, фильм "За канделябрами" - грандиозное перевоплощение Майкла Дугласа, да и вообще, сама картина очень достойная, хоть что-то, а надо ей дать.
Лучшая женская роль - Тильда Суинтон, фильм "Выживут только любовники" - вот такой неожиданный выбор. Да, Эмманюэль Сенье в "Венере в мехах" просто бесподобна, но Тильда, её образ вампирессы в картине Джармуша вот как-то не выходит у меня из головы. Её героиня, каламбур, оживила этот фильм.

@темы: лгбт-тема, рецензии (фильмы), фестивальные обзоры

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Яна и я

главная