Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
11:10 

Спектакль любительского театра "Образ" "Звенящий стон"

Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
Я побывала на спектакле любительского театра "Образ". Спектакль поставлен по рассказу Чехова "Ведьма", а называется он "Звенящий стон".
Надо сказать, что актеры-любители своим мастерством не уступили профессионалам, а где-то, мне кажется, и превзошли их.
Сюжет рассказа вроде бы прост. Дьячок Савелий живет бедно и уединенно со своей супругой Раисой, молодой и красивой женщиной, которая вынуждена была выйти за него после смерти своего отца, чтобы не потерять место дьячихи. Савелий, глупый и, к тому же, ревнивый, обвиняет жену в ведьмовстве, считая, что она "ворожит" и поэтому начинается непогода во время которой в их глухую местность заезжают люди, да ладно бы старые и страшные, а то - сплошь красивые молодые мужчины, которые радуют своей компанией скучающую Раису. События описанного в рассказе вечера не стали исключением - в метель на избушку набредает заблудившийся почтовый экипаж. Почтальон - видный мужчина и у Раисы сразу загораются глаза, но Савелий не намерен допустить их сближение и заставляет почтальона уехать, сам провожает его экипаж до поезда. Оставшись одна, Раиса впадает в ярость и отчаяние от осознания того, насколько убога её жизнь, в которой муж лишил её и этой последней радости - изредка встречать заезжих гостей. Вернувшийся Савелий видит уже успокоившуюся, спящую супругу и в нем вдруг просыпается желание. Но в ответ на ухаживание Раиса бьет ненавистного дьячка локтем в переносицу и тот остается ни с чем, продолжая страдать. Так странно заканчивается этот маленький жизненный эпизод, который побуждает на самом деле ко многим размышлениям - как вообще относится к этим героям, заслуживает ли Раиса порицания или, напротив, сочувствия? Как часто, стесненные некоторыми, самыми разными обстоятельствами, мы ищем радость к каких-нибудь редких событиях, и насколько велико горе, когда и этой короткой радости нас лишают - мне чувства героини были очень близки. Но, с другой стороны, не испытала я неприязни к невежественному Савелию, поскольку и он по-своему несчастен - жена его не любит, а его ревность только раздражает её еще больше. Герой, как собака на сене, отвадив соперников, не может и сам получить желанную женщину, остается только с досады плюнуть и обозвать её ведьмой.
В рассказе Чехова чувствуется много иронии, есть она и в спектакле "Звенящий стон", но если у автора ирония все-таки перевешивает драму, то в спектакле - наоброт, события приобретают более лиричный, душевный, мелодраматический характер.
Постановка театра "Образ" состоялась в обычном кабинете - половину его заняла сцена, на второй половине сидели зрители. Кстати, декорация сразу показалась мне какой-то грязноватой и неряшливой - стены завешаны черным полотном, на котором наклеенное окно дает понять, что действие происходит в деревянной избе, большая кровать, стол, табурет, толстая свеча. Свет был установлен на полу таким образом, что казалось, будто это свет от этой самой свечи. Потом из рассказа я поняла, что обстановка в доме дьячка действительно такой и была - "всё, не исключая и только что вышедшего Савелия, было донельзя грязно, засалено, закопчено, так что было странно видеть среди такой обстановки белую шею и тонкую, нежную кожу женщины". Режиссеру, Ивану Коваленко, удалось добиться большой точности в отражении атмосферы - грязная изба, холодная зимняя ночь, за окном - метель, комната освещается лишь тусклым светом свечи. Даже и не припомню, когда, смотря профессиональные спектакли, я настолько проникалась атмосферой, созданной на сцене, мне даже стало холодно, как зимой.
Особого внимания заслживают актеры. Раису сыграла Полина Гвоздева, которая после спектакля получила диплом об окончании школы актерского мастерства "Образ". Полина очень похожа на свою героиню - белая кожа, красивые округлые формы, толстая коса, лицо простое и приятное - типичная русская красота. Рыжие волосы и пронзительный взгляд раскосых глаз придают актрисе некоторую демоничность. Играет Гвоздева хорошо, достоверно. Отметила также её хорошо поставленный голос, что не всегда бывает даже у актеров профессионального театра. Но Андрей Сиянов, сыгравший Савелия, меня просто поразил. Очень яркая внешность (не важно, что не совсем соотвествует описанию) - типичный священник на Руси - худощавый, длинные волосы, борода, лицо - словно вылепленная из воска маска аскета. Одет в грязную рясу. Голос - насмешливый, ноющий, дребезжащий отражает характер героя так же точно, как и его внешность. Герой чем-то напомнил Мамонова в "Острове" - несколько чудаковат, пучит глаза, иронично кривляется, когда доказывает жене, что она ведьма. Александр Михайлов играет почтальона, внешность тоже не совсем соответсвует оригиналу, но и тут это не важно - получился достоверный образ уставшего крепкого мужчины, которого вдруг потянуло к красивой женщине.
Постановка мне понравилась. Без излишних придумок, но в то же время работа интересная и творческая. В спектакле много пауз, когда актеры просто что-то делают, смотрят друг на друга. Прекрасная сцена в конце, когда Савелий лежит рядом с женой и начинает прикасаться к ней - сначала кладет руку на плечо, потом рука медленно движется до бедра, потом опять поднимается вверх. Раиса лежит лицом к зрителям, Савелий выглядывает за ней - Сиянов отлично обыграл эту сцену. Такие паузы не заставляют скучать, а наоборот привлекают внимание, в игре актеров чувствуется достоверность. Очень пронзительная сцена, где Раиса впадает в ярость и рвет подушку - из-под белой грязной наволочки вдруг возникает ярко красная подушка, как прорывается страстное женское сердце сквозь оболочку примерной жены. Савелий же потом аккуратно засовывает подушку обратно в наволочку - символично. Подборка музыки к спектаклю довольно интересна. Особенно понравился трек, звучащий в последней сцене - красивые песнопения, что-то похожее на церковное или народное. Под эту музыку страдающий Савелий, получив по переносице и покинув ложе, садится за стол и с тоскою смотрит вдаль. У Чехова конец получился смешной и житейский - "Боль в переносице скоро прошла, но пытка всё еще продолжалась", в "Звенящем стоне" же лирический конец - смотря на лицо Савелия, хочется не столько смеяться, сколько подумать и погрустить.
Во время спектакля был смешной момент - одна из зрительниц оставила маленького ребенка в коляске в коридоре, расчитывая, вероятно, что за час ребенок не проснется, но увы, он проснулся и стал так орать, что кто-то из коридора подошел и сообщил об этом. Актриса не растерялась, обратилась в зал - "там в метели ребенок плачет, кто-то оставил, как же так можно". Сиянов и вовсе не вышел из образа, продолжая сидеть на кровати и таращить глаза, почтальон продолжал спать у "печки". Зрительница сразу выбежала в коридор, народ посмеялся немного и спектакль продолжился, актеры достойно вышли из положения.
В общем, познакомилась я и с нашим любительским театром и осталась под большим впечатлением. Хотелось бы попасть и на другие их спектакли, надеюсь, они еще будут. В виду того, какая чехарда творится сейчас в наших профессиональных театрах - "Образ" представляется таким островком спокойствия, далеким от закулисных интриг и сосредоточенном на красоте искусства.

@темы: рецензии (спектакли)

URL
Комментарии
2014-05-31 в 19:46 

talina30
жить-как дышать
Судя по рецензии, спектакля хороша и артисты тоже. Они тебе должны абонемент подарить на все их спектакли!

2014-06-01 в 10:06 

Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
Да я и не знаю даже, когда у них еще что будет... Да и стоило все 100 рублей - это любительский театр.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Яна и я

главная