Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
16:38 

"В открытом море": я не люблю, когда "едят" людей

Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
18 мая была на премьере спектакля Молодежного театра "В открытом море" в постановке Лины Занозиной.
Собственно, интриги особой не было, поскольку накануне прочла одноименную пьесу Славомира Мрожека. Ввиду сгущающихся над предстоящей премьерой туч (в прессе увидела какие-то странные намеки - "актеры выглядят неуверенно" и "продлят ли контракт режиссера еще на год?"), была такая предательская мыслишка - текст уж больно хорош, и вряд ли постановка сможет сильно его испортить. Но постановка не только не испортила, постановка передала все то, что в тексте было и добавила даже немного своего. Не скажу, что я увидела откровение, но отличную профессиональную работу с мощной игрой актеров - да, увидела.
Посмотрев "В открытом море" я испытала все те же чувства, что и при прочтении пьесы - очень неоднозначные, веселье напополам с грустью и болью, ибо за маской комедии абсурда скрывается очень горькая и неоспоримая истина: все люди делятся на тех, кто "ест", и тех, кого "едят", и какой бы "всеобщей справедливости" мы не жаждали, в открытом море жизни она теряется - сильные жрут слабых, причем даже не в открытую, не в честном бою, а манипулируя окружающими так искусно, что те сами проникаются желанием быть съеденными, слабые же, в свою очередь, либо мнят себя сильными и проигрывают, либо становятся прислужниками сильных, тем самым лишь оттянув неизбежный конец - после того, как сожрут самых беззащитных, наступит и их черед.
Комедия абсурда, на мой взгляд, при всей своей нарочитой простоте, жанр довольно трудный для восприятия и не всем он близок. На сцене разворачивается словно ребяческая игра - трое джентльменов на плоту в открытом море взялись решать, кто же из них троих должен быть съеден. После неудачи со жребием начинается игра в политику, которая заводит их уже весьма далеко, но не решает проблему. Когда же и "парламентаризм изжил себя", герои обращаются к поиску справедливости. Впрочем, жертва уже давно наметилась - Малый - и "справедливость" очень быстро подстраивается под нужды коллектива. В конце Малый, испробовав уже все уловки и потерпев окончательный провал, "прозревает", согласившись быть съеденным во имя самопожертвования. Телятина с горошком вдруг отыскались и в самопожертвовании уже нет нужды, но герой "уже счастлив" своим выбором, остается только разложить его на столе, приправив горошком.
Уже читая пьесу, у меня возникло острое желание увидеть, как она будет сыграна актерами на сцене. Актерская игра здесь решает все и наши актеры, как мне кажется, возможно, немного осторожничая, не с полной самоотдачей, но все же с основной задачей справились, доказав свой величайший профессионализм. Уже после спектакля я несколько дней мучилась собственным зрительским выбором - кто же из них троих был лучше всех? Шикарный Алексей Алексеев в образе Толстого - самый яркий персонаж, сразу же определившийся как лидер, манипулятор, ведущий хитрую игру, внешне обаятельный, но очень быстро почуявший кровь и вошедший уже в такой азарт, что приказывает собственному слуге утонуть, дабы не скомпрометировать себя. Иван Чиров - Средний - простоватый и циничный, напористый и агрессивный, быстро примкнувший к Толстому, исполнитель, готовый взять в руки нож. Дмитрий Морщаков - один из самых любимых моих актеров - Малый, интеллигент и кажется мягче остальных, хотя, по сути, все трое - одинаково не хотят быть съеденными, хитрят, стараясь выставить себя в правильном свете, ввести в заблуждение и использовать друг друга. Я пришла к выводу, что сравнивать их невозможно - все трое абсолютно разные, все трое четко и выверяя каждое слово играют свою роль, все трое - замечательны в своих образах, невозможно определить лучшего, все трое прекрасны. Хотя образы, конечно, непростые. Зритель видит довольно приземленных, мало приятных персонажей, в чем-то, возможно, похожих на него самого. Положительными героями можно назвать Почтальона и Лакея, которые появляются пьесе лишь эпизодически и в итоге бросают "спасительный" плот, предпочтя утонуть в море. Лакей в исполнении заслуженного артиста России Владимира Щербакова просто потряс - величайший талант всего в нескольких предложениях показать настолько проникновенный и трогательный образ. Почтальон же вызвал недоумение - молоденький мальчик, говорящий наигранно и манерно, явно проигрывал трем ведущим актерам. Не скажу, что этот образ испортил мне впечатление, но все же выбор режиссера в данном случае мне не понятен. Однако, возвращаясь к трем главным образам - Толстого, Среднего и Малого - не каждому зрителю такие неоднозначные герои придутся по душе, но именно в них, на мой взгляд, и состоит ценность пьесы. Мы привыкли видеть традиционное добро и зло, и героев, его олицетворяющих, но видеть то, что очень часто имеет место в реальной жизни, нам не очень-то приятно. Абсурд "В открытом море" заставляет зрителя провести параллели с реальной жизнью, задумавшись о современных реалиях не только борьбы за власть, но и о близком каждому нравственном выборе и собственном положении в обществе - ведь каждый из нас, так или иначе, выбирает себе роль - "есть" самому, примкнуть к "едоку", быть "съеденным" или же отстраниться от борьбы, покинув плот. Лично мне импонирует последнее.
Очень забавной была игра со зрителями в сцене предвыборной компании. Выслушивая каждого кандидата, двое других садились в зал. Вместо разворачивания транспаранта, как было в оригинале, актеры предложили зрителям скандировать "Мы хотим есть!". Кто-то поддержал, кто-то - нет, но мне показалось, что такие приемы людям понравились - зал смеялся и аплодировал. В конце спектакля герой Дмитрия Морщакова также вступил в дискуссию с сидящей рядом зрительницей - "Хочется есть, не правда ли?" - "Да, как-то немножко..." - смущенно ответила женщина, потом она, наверное, со смехом будет вспоминать этот момент. Я люблю, когда актеры так активно взаимодействуют со зрителями, а в контексте данной пьесы это было вполне уместно.
Как и в "Вечном споре", у "В открытом море" очень стильное цветовое решение - черно-белые цвета во всем от элегантных костюмов главных героев до сочетания - черный пол - белый плот (напоминающая большую скатерть - ведь именно на ней и разворачивается настоящая "еда") - черный сундук - белая "малая" скатерть. Яркий наряд лакея разбавляет монохромную гамму. Имитация воды вокруг плота, на мой взгляд, была бы излишней - жанр того не требует и решение просто расположить по углам плота два таза с настоящей водой - вполне рациональная и довольно забавная, особенно когда дело доходит до мытья ног :). Расположение зрительских мест, как писали в прессе, похоже на расположение за столом. У нас были шикарные места прямо по центру. Впереди оставалось одно пустое место - кто-то не пришел - решили мы, но оказалось, это место для актера :).
Лина Занозина дополнила оригинальную пьесу двумя сценами - первой, открывающей спектакль, и последней, его завершающей. Мне очень понравились они обе. В первой сцене, в которой нет слов, зрители сразу получают представление о героях. Когда они сидят втроем на сундуке и читают газеты - это вообще кадр для фильма, очень красиво. Приступая к еде они по-разному молятся - Малый - искренне, Толстый пытается договорится с Богом, Средний молиться не хочет вообще, ему быстрее покушать. По-разному моют посуду, причем моют только Малый и Средний, а Толстый берет на себя обязанность по проверке чистоты тарелок.
О финале пьесы следует сказать отдельно. Я вообще считаю финал показательным, так как это самое трудное, если получился финал, значит, получилось и все произведение и оно заслуживает того, чтобы быть прочитанным/увиденным/услышанным. У пьесы "В открытом море" получилось оба финала - и оригинальный, по пьесе - это пронзительная, блистательная сцена, когда Малый повторяет "Именно поэтому...", а Средний уже заносит над ним нож. Хотела бы запечатлеть её на фото. Но действие продолжается - Малый сидит в зале, наблюдая со стороны, как его "поедают" бывшие товарищи. Теперь их осталось двое и скоро они снова проголодаются. Все повторится и палач сам превратится в жертву. Отличный финал, на мой взгляд, очень верная мысль.
Спектакль длился всего час - сама пьеса очень короткая. Услышала мнение от зрителя - "как-то очень мало идет спектакль", честно говоря, удивилась. Краткость, как говорится, сестра таланта. Я очень люблю такие короткие произведения в которых заложено так много смысла. Чтобы написать подобную вещь, нужен большой талант, который встречается нечасто. Гораздо приятнее, просидев всего один час, получить море удовольствия, чем сидеть два часа и мучится от скуки, наблюдая за неспешно развивающимся действием.
В целом я получила очень приятные впечатления и мои ожидания совпали с увиденным. Порадовали и интересные режиссерские находки, сценография и музыка, и, прежде всего, наши замечательные актеры. К сожалению, думаю, далеко не все зрители примут эту пьесу - кто-то посчитает её несерьезной и непонятной, может быть, и очень жаль, если так - вещь вполне достойная.


Сегодня прочитала на "Живой Кубани", что Лина Александровна Занозина уходит из Молодежного театра. Я смотрела два её спектакля - "Вечный спор" и "В открытом море". По этим постановкам видно, что режиссеру импонирует комедия, ирония, но со смыслом и внутренней горечью. Постановки довольно необычные, но они вполне укладываются в моё представление о репертуаре театра для интеллектуального зрителя. Можно было бы поставить что-нибудь простое из классики, беспройгрышное, но режиссер не захотела идти легким путем, она придумывает, ищет что-то необычное, интересное. Принимать или не принимать, конечно, дело зрителя. Лично я её спектакли приняла. Мне очень нравятся старые постановки, но мне нравятся и новые, я хочу, чтобы театр был разным, менялся, просто потому, что ничего вечного не бывает. И спектакли Занозиной вполне вписывались в мои представления о современной Молодежке. У каждого режиссера свое видение, сравнивать его с другими - бессмысленно. Человек приехал издалека с желанием работать, человек далеко не бездарный, со своим видением, желанием ставить то, что ей интересно, что бывает далеко не всегда. Факт же остается в том, что Молодежный театр опять теряет главного режиссера. Хороший аппетит руководства наших театров уже известен далеко за пределами нашего города. Если ничего не изменится, то в скором времени выбирать нового главного режиссера будет уже не из кого и финал "В открытом море" может оказаться для наших театров пророческим...

@темы: рецензии (спектакли)

URL
Комментарии
2014-05-21 в 23:57 

talina30
жить-как дышать
Рецензия хорошо написана интерес но молодец

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Яна и я

главная