20:28 

"Оскар" 2014: путь одинокого человека - история выживания и борьбы

Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
Оскаровская подборка картин, произведенных в 2013 году, как никогда великолепна. Последний раз, когда меня так восхищали практически все номинанты на лучший фильм, произошел в 2010 году, да и то, пожалуй, "Оскар" 2014 переплюнул церемонию трехлетней давности. Благодаря нашим прокатчикам, зритель имел возможность посмотреть почти все картины, номинированные в категории "лучший фильм", еще до объявления наград. Так вот, какой бы фильм не избрал зритель для просмотра (немногие киноманы будут в кинотеатре смотреть всех номинантов), будь то философская фантастика или задорная картина про аферистов, душещипательная семейная драма или напряженный триллер, где все действие происходит в море, зритель потратит время не зря, ибо каждая из 11 картин (я рассмотрю кроме основных 9 номинантов еще "Жасмин" и "Август" - не номинированные в категории "лучший фильм", но не ставшие от этого менее интересными) заслуживает просмотра.
Начну, пожалуй, с фильма, завоевавшего как благосклонность критиков, так и огромную зрительскую любовь по всему миру, и мою любовь в частности.

Фантастический триллер, где большая часть действия происходит в открытом космосе, а на экране зритель большую часть времени наблюдает лишь двух человек - "Гравитация". По числу статуэток "Оскар" эта картина обогнала всех - 7 наград, большая часть которых так называемая "техническая" - операторская работа, монтаж и т.д., но Альфонсо Куарон получил также один второй по величине "Оскар" за лучшую режиссуру. Задумав сюжет "Гравитации" в 2006 году, режиссер не смог осуществить свой замысел, поскольку на тот момент не было технических возможностей, позволяющих создать подобный фильм. Куарон ничего не снимал 4 года и вот, после выхода фильма "Аватар" он понял - наконец-то технологии шагнули вперед, и взялся за работу. Еще 3 года снимали саму картину, итого можно вычеркнуть 7 лет жизни - но прошли они не зря. "Гравитация" сочетает в себе визуальный шедевр, созданный мастерским применением современных технологий, и пронзительную историю, вдохновенную авторскую работу, кино, от которого на протяжении всего экранного времени невозможно отвести взгляд. Основной тематикой 86й церемонии "Оскар" стали истории выживания одинокого человека во враждебной, агрессивной среде. Иногда это выживание просто физическое, иногда психологическое сопротивление, но почти всегда они идут вместе - духовная и физическая борьба. "Гравитация" как раз иллюстрирует наивысшую точку сопротивления человека - выживание во враждебной среде открытого космоса. В данной среде, в некоем пространстве абсолютной свободы, где нет атмосферы, где не ощущаешь времени, если не отслеживаешь его по часам, где вокруг бесконечный простор, и чуть потеряешь контроль над телом, можно отправиться в свободный полет из которого нет возврата, именно здесь возникает притяжение. Психологическое притяжение человека к дому, к месту, в котором он может жить в естественных для себя условиях. Перед главной героиней, Райан Стоун, стоит нелегкий, на самом деле, выбор, отдаться во власть этой чуждой стихии, либо, лишаясь последних сил, стремиться к дому, где никто и ничто её уже не ждет. Это далеко не банальная, на уровне инстинкта, борьба за выживание. Это словно попытка человека взойти на небеса, посмотреть на свой мир сверху вниз, и принять решение, стоит ли этот мир того, чтобы в него возвращаться. Райан переживает этот момент, и зритель переживает его вместе с ней, когда она, снижая уровень кислорода, погружает себя в сон. Мэтт, её полная противоположность, человек, полный оптимизма и желания жить, не смотря ни на что, насильно вторгается в её сон. Это выглядит как-то нелепо и даже раздражающе, но именно его предложение — попробовать побороться вместо того, чтобы сдаться, возвращают её в реальность. И в этот момент ты понимаешь, что это очень не простой выбор, находясь вдали от дома, принять решение вернуться. И когда в конце фильма рука Райан зарывается в песок, в этой силе, с которой она сжимает пальцы, чувствуешь всю эту огромную, ни с чем не сравнимую силу притяжения к Земле, к дому. Фильм, на первый взгляд, простой, и в то же время открывающий перед зрителем вселенские просторы для размышления, захватывающее, великолепное, жизнеутверждающее произведение искусства.

Еще одна впечатлившая меня особенно картина об одиноком человеке, наполненная философским смыслом - авторская работа Спайка Джонса "Она". Если сюжет "Гравитации" при всей своей фантастичности происходит в наше время и опирается на современные реалии, то "Она" - футуристическая антиутопия и одновременно очень романтичная мелодрама. Я не люблю ромкомы, но в данном случае следует зрить в корень - под маской мелодрамы скрывается научная фантастика - исследование человеческих и не совсем человеческих чувств. Фантастические антиутопии были популярны лет 10-15 назад - к ним обращались довольно много картин, как крупнобюджетных, например, "Искусственный разум" Спилберга, так и многочисленных артхаусных малобюджетных работ ("Вечное сияние чистого разума", "Гаттака" и др.). Потом направление это как-то захирело, как и вообще экранизация качественной научной фантастики. Поэтому мне вдвойне приятно, что вдруг в этой давно пустующей нише появился весьма недурной фильм "Она", раскрывающий проблему взаимодействия человека с искусственным интеллектом. Теодор (его играет мастер артхаусных ролей Хоакин Феникс) - обычный человек будущего, окруженный материальными благами, но при этом духовно одинокий, переживающий тяжелый развод с женой. Человек будущего, в понимании Спайка Джонса (и, пожалуй, Джонс прав, потому что именно по такому пути развития мы идем) - это инфантильный, обласканный всеми благами цивилизации обыватель. Чем легче, комфортнее и приятнее наша жизнь, тем больше мы страдаем от внутреннего одиночества. Теодор с самого начала живет в несколько иллюзорном мире - он занимается сочинением трогательных писем для других людей, переживая чужие чувства, радости и горести. Неудивительно, что именно этот человек влюбился в свою интеллектуальную операционную систему - проецируя чувства других людей на себя очень легко самому стать жертвой такой же проекции. Насколько реальны чувства, порожденные искусственным разумом? Вопрос непростой, ведь Саманта не обычная программа - она, подобно человеку, учится и самосовершенствуется, она хочет познавать мир и она хочет любить. Очень интересен финал истории. В большинстве различных фантастических произведений искусственный интеллект представляет угрозу для человека, либо сам считает себя угрозой и потому самоустраняется (пример - цикл о человекоподобных роботах А. Азимова). Но в фильме "Она" не человек отвергает машину, а, в конечном счете, машина отвергает человека. Искусственный разум развивается до такой степени, что обычный человек становится ему не интересен, "чувство" проходит и детище спокойно и без всяких претензий покидает своего создателя, подобно сверхлюдям "люденам", придуманным братьями Стругацкими, подобно тому, как человек когда-то покинул своего Творца, вкусив от древа познания. Человек, стремящийся творить по образу и подобию своему, в конечном счете, остается все также одинок в постижимом ему пространстве и времени. Картина "Она" получила "Оскар" за лучший оригинальный сценарий. Действительно, в фильме много диалогов и философских рассуждений, текст великолепен и можно подумать, что фильм основывается на литературном произведении. Хоакина Феникса, как и Тома Хэнкса, несправедливо не номинировали в категории лучший актер. Но в этом году отличных актерских работ, как мужских, так и женских - огромное количество. Мне, непрофессионалу, сложно выбрать лучшую. Играет Феникс прекрасно, давно не видела его в такой запоминающейся роли. Операционную систему озвучивает Скарлетт Йоханссон, но, послушав в оригинале её голос, мне показалось, что наш, отечественный дубляж, звучит намного красивее.

Следующее направление, представленное двумя фильмами, первый из которых "12 лет рабства" стал лучшим фильмом года - это выживание человека в условиях физической несвободы. "12 лет рабства" - экранизация Стивом Маккуином одноименного автобиографического романа, написанного Соломоном Нортапом, свободным негром, которого обманом заключили в рабство на 12 лет. Мне нравятся работы Стива Маккуина, его предыдущий фильм "Стыд" с Майклом Фассбендером в главной роли произвел когда-то на меня сильное впечатление. Творческий тандем Маккуин - Фассбендер, сложившийся начиная с выхода первой полнометражной картины Маккуина "Голод", продолжает жить - Фассбендер неизменный участник каждого фильма Стива Маккуина. "12 лет рабства" не стал исключением - в этом фильме Фассбендер сыграл второстепенную, но, пожалуй, самую яркую и запоминающуюся роль жестокого плантатора Эдвина Эппса. К сожалению, остальные актеры, включая и Чиветела Эджиофора, сыгравшего главную роль Соломона Нортапа, несколько проигрывают Фассбендеру в харизме. Возможно, таково было режиссерское видение, но образ Соломона получился излишне мягким и безвольным, а картина в целом при, безусловно, высоком качестве, излишне академической, лишенной некоторой изюминки, авторской индивидуальности. Так показалось мне, и, возможно, это объясняется слишком большими ожиданиями авторов - лента претендовала на самые высокие премии, включая и "Оскар" за лучший фильм, что требовало от Маккуина сдержанности и следованию определенным правилам, не позволившим ему выйти за общепринятые рамки. Как и ожидалось, "12 лет рабства" получил награду как лучший фильм, а также "Оскар" за лучший адаптированный сценарий и лучшую женскую роль второго плана. Но и все на этом - приз за лучшую режиссуру отошел "Гравитации", лучшие мужские роли - "Далласскому клубу покупателей". Академики не выделили и в этот раз одного абсолютного лидера, отметив в примерно равной доле две картины, что говорит о том, что авторскому кино сейчас вполне по силам соперничество с академическим традиционным кинематографом.
Несколько слов о фильме. Сюжет повествует о том времени, когда рабство было узаконено и считалось нормой. Что удивительно, порицался не только раб-бунтовщик, но и хозяин этого раба - что наглядно показывает сцена, где добрый плантатор Уильям Форд, спасший Соломона от повешения, боится расправы односельчан не меньше своего раба. Он, его собственный хозяин, не в состоянии защитить Соломона, за которым уже закрепилась репутация бунтаря, и в страхе продает его жестокому Эппсу, зная, что тот покупает раба лишь для удовлетворения собственной страсти в перевоспитании непокорных. В картине ставится проблема не просто физического рабства, но и психологического, проблема не только рабского сознания (как, например, в "Джанго освобожденном"), но и сознания хозяина, свято верящего в то, что рабство - вещь естественная и богоугодная. Эппс помешан на своих рабах и считает их "воспитание" своим долгом. Превосходство белого человека над чернокожим рабом, таким образом, возведено, подобно фашизму, до идеологии. Мучения рабов на плантации Эппса, под его диктатом, сравнимо с попыткой выживания в концлагере, когда человек понимает всю чудовищную несправедливость происходящего, но до такой степени бессилен, что остается только терпеть, в глубине души тая надежду когда-нибудь получить избавление. Поэтому пусть "12 лет рабства" - не шедевральный фильм, но картина как сюжетно увлекательная, так и дающая глубокую пищу для размышлений о природе рабства, и посмотреть её определенно стоит.

Еще один фильм о физической несвободе, не получивший наград и как-то незаслуженно забытый (даже Тома Хэнкса, сыгравшего в нем главную роль, безусловно, блестящую, не номинировали на "Оскар"), по иронии иллюстрирует обратную ситуацию - белый человек оказывается в плену у чернокожих пиратов. "Капитан Филлипс" - картина, основанная на реальных событиях, произошедших почти что в наши дни - в 2009 году. Это история о том, как сомалийские пираты напали на контейнеровоз в нейтральных водах вблизи Африки. Захват не удался, но главарь решает покинуть корабль с пленным - капитаном Ричардом Филлипсом. Филлипс - уже немолодой мужчина, обычный человек, который хочет выжить, но не имеет права рисковать жизнью команды, поэтому соглашается добровольно стать пленным. Весь фильм - это психологическое противостояние капитана и главаря пиратов. При этом картина затрагивает острые вопросы о современном положении в Африке - население бедствует, в результате чего берется за оружие, занимаясь пиратством. Экипаж судна же не имеет оружия и потому не в состоянии защитить себя от нападения бандитов, в результате и с той, и с другой стороны страдают обычные люди. Стойко пытаясь до самого конца сохранить хладнокровие, капитан Филлипс в конце-концов психологически не выдерживает напряжения - берет за душу сцена, где он, с мешком на голове кричит - "пусть только все это кончится", ему уже не страшно умереть. В конце капитана спасают, а через год он уже вернется на службу, но сколько еще людей спасти не удастся - ведь пиратство в водах Африки процветает. Далеко ли ушли от рабов люди, обреченные на такое существование?

Пожалуй, самый значительный, острый и непростой по восприятию фильм из всех номинантов - "Далласский клуб покупателей". Картина из категории обязательных для просмотра, независимо от вкусов и предпочтений зрителя. Такие фильмы смотреть нужно всем. "Далласский клуб покупателей" - это тоже история борьбы одного человека. Борьба как за свое физическое существование, так и попытка борьбы с циничной фарминдустрией в целом. Фильм основан на реальных событиях - это история вич-инфицированного в 1985 году Рона Вудруфа. В те времена, когда исследования вируса ВИЧ еще только начинались, знаний и методик, которые можно было взять на вооружение, у врачей было мало. С другой стороны, фармацевтические компании торопились выпустить на рынок новые дорогостоящие и не достаточно изученные препараты, спекулируя на желании людей спасти свою жизнь. В этих условиях по всему миру стали возникать так называемые "Клубы покупателей", созданные самими вич-инфицированными и больными СПИДом, которые аккумулировали многочисленные исследования своей болезни и опытным путем самостоятельно находили для себя наиболее эффективные препараты, в обход государственных законов. Один из таких клубов в Даллассе создал Рон Вудруф. Альтернативное лечение позволило Рону прожить, кажется, 7 или 8 лет, при том, что врачи, поставив диагноз, давали ему не больше месяца. Кроме того, даже существование одного такого клуба позволило продлить множество других жизней. Конечно, люди умирали рано или поздно, но в ситуации, когда тебе отпущены считанные дни, лишние пара лет равносильны бессмертию. Рон из пьяницы, гуляки, бабника и раздолбая превращается в социально активного и значимого человека. Со временем его борьба за физическое существование перерастает в моральную борьбу с собой, и в борьбу с жестокой и циничной системой, обрекающей множество людей на верную смерть. Конечно, в этой картине работа актеров заслуживает особого внимания. Мэттью МакКонахи, блистательно сыгравший главную роль Рона, для этого похудел на 22 кг, Джаред Лето, перевоплотившийся в вич-инфицированного трансвестита, на 13 кг. Оба актера получили награды "Оскар", за главную и второстепенную мужские роли соответственно. При всем обилии ярких мужских персонажей среди номинантов, язык не повернется сказать, что академики в данном случае приняли неверное решение, настолько впечатляет игра МакКонахи и потрясает перевоплощение Лето. Для МакКонахи, надо сказать, эта награда послужила трапом к небывалому взлету в карьере - в 2014 году он снялся в главной роли в уже заслужившем зрительскую любовь сериале "Настоящий детектив", а совсем недавно прогремел в кинотеатрах научно-фантастический блокбастер Кристофера Нолана "Интерстеллар", также с Мэттью в главной роли. Человек с весьма специфической внешностью, далеко не красавец, МакКонахи сейчас - один из самых востребованных голливудских актеров. И заслуга в этом - успех "Далласского клуба покупателей", кино, повторюсь, безусловно заслуживающего внимания каждого зрителя. Фильм, вопреки своей психологически тяжелой тематике, получился весьма увлекательным. Не могу не вспомнить и еще одну замечательную картину на ту же тему - борьба вич-инфицированных за свое существование в 80-е, только уже с позиции гей-сообщества - телефильм "Обыкновенное сердце". Выпущена картина в 2014 году, поэтому она еще продолжает собирать награды в своей категории. Продолжая оставаться бичем современной цивилизации, проблема ВИЧ актуальна сейчас не меньше, чем 20 лет назад, и каждый качественный фильм по данной проблематике, безусловно, ценен для зрителя как с художественной, так и с информационной точки зрения. Поэтому я искренне счастлива, что такие фильмы появляются сейчас и привлекают внимание широкой аудитории, особенно мало просвященной в проблеме и не заботящейся о своем здоровье молодежи.

Перейдем к следующей категории фильмов, также иллюстрирующих борьбу индивида, но уже не за выживание, а за право жить лучше остальных, в обход государственных законов. Проще говоря, фильмы про обаятельных аферистов. Кто сказал, что человек должен довольствоваться малым? В современном обществе так или иначе каждый стремиться урвать побольше от жизни, а честный труд уже давно перестал считаться занятием благородным. Герои нового времени - брокеры, маркетологи, удачливые дельцы, сколачивающие состояние из воздуха. Фильм "Волк с Уолл-стрит", на мой взгляд, при всем уважении к "Гавитации", "Далласскому клубу покупателей" и прочим, является как минимум одной из лучших картин среди представленных номинантов. Мартин Скорсезе, словно сбросив груз преклонных лет, снимает яркий, фееричный, совершенно бесстыжий, полный непотребств и прямо таки пышаший самолюбием фильм, который, казалось бы, снять мог только какой-нибудь безмерно талантливый нахальный юнец. История, опять-таки, основана на одноименной автобиографии Джордана Белфорта. Белфорт, талантливый брокер, после потери работы из-за финансового кризиса, пускается в свободное плавание и, сколотив команду таких же, как он, острых на язык самоучек, сооружает из воздуха финансовую империю, и начинает зарабатывать миллионы долларов. Интересен даже не столько способ, которым Белфорт достигает успеха, сколько личность самого героя, мягко говоря, неоднозначная: наличие красавицы жены и двоих детей совершенно не мешает ему устраивать оргии на рабочем месте, включающие весь штат сотрудников и экспериментировать со всевозможными наркотическими веществами. Подробные описания и иллюстрации действия различных наркотиков даже чем-то напоминают артхаусный "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" (кое в каких городах нашей страны этот фильм даже запретили показывать в кинотеатрах как "пропагандирующий наркотики", хотя, на мой взгляд, эффект достигается прямо противоположный). Три часа захватывающего жизнеутверждающего безумия пролетают для зрителя как один миг. Потрясающая игра Леонардо ДиКаприо, который опять не получил "Оскар". Погружаясь в мир "Волка с Уолл-стрит" зритель временно отпускает собственные тормоза, невольно восхищаясь той степенью свободы, которую позволяют себе герои картины. Однако же такую свободу рано или поздно всегда приходится платить - Белфорт не пожелал сотрудничать с ФБР, пошел также, можно сказать, против системы, за что и был наказан. Однако таким людям все нипочем, и, отсидев без особых душевных страданий свой срок, Белфорт продолжает проводить семинары, пишет книги и учит многочисленных желающих легко обогатиться, как продать ему его собственную авторучку.

Еще одна картина про аферистов, увы, не столь удачная - "Афера по-американски" Дэвида О. Рассела - самый слабый по моему мнению номинант из представленных. О. Рассел снял в 2010 году замечательный фильм "Боец", но после него, на мой взгляд, ни одной значимой и хотя бы равной по качеству работы сделать не смог. "Афера по-американски" в целом фильм не плохой, с интересным сюжетом, опять же, основанных на реальных событиях - ФБР разоблачили мелких аферистов, торгующих поддельными предметами искусства, но, дабы поймать более крупную рыбу, решили внедрить этих аферистов в преступную среду, под видом богатых клиентов. Однако, что бы ни снимал О. Рассел, всегда получается семейная драма. Этот фильм - не исключение. В центре персонаж Ирвинг Розенфелд, который и затеял аферу вместе со своей напарницей и любовницей Сидни Просер. В общем-то он мирный, обаятельный человек, мечущийся между двух женщин - любовницей и женой, взбалмашной матерью-одиночкой, которая не в состоянии заботится о своем сыне, и, взяв однажды на себя этот крест, Ирвинг все никак не может от него избавиться, хоть и любит Сидни. В историю также вмешивается незадачливый агент ФБР, которого намеренно соблазняет Сидни. Таким образом образуется этакий любовный четырехугольник, при этом каждый из героев преследует свою цель и каждый норовит запудрить мозги другому. Должно быть по идее и интересно, и смешно, но что-то не получается. Характеры героев какие-то блеклые и ни один из них не импонирует зрителю, не вызывая ни понимания, ни сочувствия. Если кто и вытягивает мало-мальски картину, так это Кристиан Бэйл в роли Ирвинга, кстати, тоже порядком поработавший над перевоплощением и пополневший ради роли на 18 кг. Но, увы, одного Бэйла - мало. История буксует и рассыпается, не смотря даже на интригу и некоторый психологизм. Ошибкой О. Рассела, на мой взгляд, было собрать в этом фильме актеров из своих предыдущих картин - "Боец" и "Мой парень - псих" - Бэйл, Адамс, Купер, Лоуренс. Вроде бы выигрышный ход, однако смотрится это скорее как попытка привлечь зрителя к заведомо слабому кино, эксплуатируя успех предыдущих работ (успех сомнительный, "Мой парень - псих" в свое время мне в крайней степени не понравился). И актеры, за исключением Бэйла (да и тот в роли полненького лысеющего двоеженца явно чувствует себя не в своей тарелке - явно не его амплуа, притянутое за уши), не играют в полную силу - ни Адамс, ни Купер, а Лоуренс и вовсе безобразно переигрывает. Тем не менее фильм, не получивший, как и выше упоминаемый "Волк с Уолл-стрит" ни одного "Оскара" посмотреть можно, неплохо раскрывается в нем образ слабых людей, которые, тем не менее, способны противостоять своей не слишком удачливой судьбе и даже враждебной полицейской системе. Обидно, однако, что и сценарно, и подобрав более удачно актеров (а не тех, которые играли в предыдущих фильмах режиссера), можно было бы получить намного лучший результат.

Ну, и завершает тему борьбы человека за возможность легкого обогащения великолепный фильм Вуди Аллена "Жасмин". Он не был в числе претендентов на главную премию за "лучший фильм", однако Кейт Бланшетт получила "Оскара" в номинации "лучшая женская роль" и, хоть лично мои предпочтения были на стороне Стирип, Робертс и Буллок (каждая по-своему великолепно раскрылась в отведенной ей роли, хотя Буллок, безусловно, отдала фильму намного больше сил, чем прочие - её роль технически была намного сложнее), но и выбор Бланшетт нельзя назвать опрометчивым. Актриса, конечно, свой первый главный "Оскар" заслужила - вся картина держится на одном её образе. Аллен последние годы чередует сильные фильмы с более слабыми. Вот и сейчас, после не слишком удачных "Римских каникул" и "Полночи в Париже" (это мое мнение, считаю "Полночь..." не самой удачной его работой) Аллен снимает очень сильное и достойное кино - "Жасмин". Главная героиня, Жасмин, каталась как сыр в масле, будучи замужем за богатым красавцем. Жасмин с детства привыкла считать себя лучшей и получать все лучшее, и сама жизнь, казалось бы, также благоволит ей. Но вот в один момент все меняется - муж оказывается аферистом, Жасмин теряет и его, и все их сбережения. На середине жизни оставшись у разбитого корыта, Жасмин вынуждена переселиться к сестре, своей полной противоположности - простоватой женщине, которой немного нужно от жизни, да и с мужчинами не особенно везет - развелась с мужем, но нашла примерно такого же мало перспективного быдловатого кавалера. Жасмин никогда сестру особо не любила, но теперь деваться некуда. Героиня пытается наладить свою жизнь и у неё даже появляется новый богатый и интеллигентный возлюбленный. Однако, завравшись, Жасмин опять теряет все, включая собственный рассудок. Причина трагедии героини в том, что она не смогла приспособиться к окружающей её меняющейся действительности, в её излишнем самолюбии и святой вере в собственную непогрешимость. Жасмин погрязает в собственных иллюзиях, в конечном счете спилив сук, на котором сидела. В этой умной и ироничной картине Аллена мы видим сопротивление личности обществу, заведомо обреченное на неудачу. Пока ты не снизойдешь до окружающих, не быть тебе среди них равной, не быть тебе любимой, и никто тебя не поймет, и вина в этом исключительно на тебе самой.

Еще одна, пожалуй, самая душещипательная и трогательная история борьбы одинокого человека - это реальная судьба ирландки Филомены, всю жизнь искавшую своего потерянного в юности сына. Фильм Стивена Фрирза "Филомена" основан на романе Мартина Сикссмита «Потерянный ребёнок Филомены Ли». Мартин - журналист, пишущий на серьезные политические темы, но однажды впал в опалу и фактически остался без работы. В попытке отыскать интересный сюжет для книги, Мартин знакомится со старушкой Филоменой. По-началу идея написания "слезливой истории" не особенно увлекает журналиста, но постепенно в деле о пропаже ребенка Филомены появляются подвижки, и расследование увлекает героя все больше и больше. Картина эта, конечно же, держится на потрясающей актерской игре Джуди Денч и том образе простодушной, обаятельной и непосредственной пожилой женщины, который ей удается создать. В общении с Мартином Филомена постоянно "рвет шаблоны", вдруг ни с того ни с сего делая заявления, женщине её поколения и статуса совершенно несвойственные, чем постоянно удивляет журналиста. Следить за взаимодействием этих двух совершенно разных людей очень увлекательно. Но фильм, все-таки, очень грустный и, к тому же, представляющий католическую церковь с очень невыигрышной стороны. Одно дело - борьба с гос. системой, с продажными светскими людьми, но совсем иное впечатление оставляет осознание того, что и люди, приближенные к богу, иногда оказываются ничуть не лучше. Мартин Сикссмит разоблачает грязные дела женского монастыря, служительницы которого не просто продавали незаконнорожденных детей, но еще и, в страхе, что их махинации выплывут на свет, препятствовали как могли встрече Филомены с её сыном, притом что они оба, и сын, и мать, много лет искали друг друга. В результате сын Филомены, больной СПИДом, умер, так и не успев увидеть свою мать. Фильм ставит перед зрителем серьезный вопрос о прощении. Церковь не дала "согрешившей" женщине прощения, однако она, в свою очередь, дает церкви свое прощение, доказывая тем самым, что один человек может быть милосерднее всей религиозной системы. Прекрасный фильм, увы, оставшийся без наград.

Малобюджетный, поставленный по пьесе, фильм "Август", как и "Жасмин", не попал в основную категорию номинантов. Но женские роли в этой картине заслуживают особого внимания. "Август" - семейная драма, начинающаяся, справедливости ради отмечу, вяловато. Однако постепенно фильм раскачивается, а сюжет приобретает все большую остроту. Семья Уэстонов собирается вместе в доме родителей по причине трагической гибели отца семейства. Сказать, что семья эта дружная - язык не повернется. В течении двух часов экранного времени герои просто жрут друг друга, на свет выплывает множество шокирующих секретов, включая и обстоятельства смерти отца, вскрываются сложные и болезненные взаимоотношения близких родственников. И в центре - противостояние двух "волчиц" - матери и старшей дочери. Мэрил Стрип играет мать семейства Виолетту, женщину больную физически и крайне неуравновешенную, всем своим поведением раздражающую и провоцирующую всех членов семьи. Образ великолепный, но очень неоднозначный. И неожиданно в паре со Стрип ярко раскрывается актерский талант Джулии Робертс. Её героиня, старшая дочь, сильная и эмоциональная женщина, чувствует потребность наконец-то приструнить мать и взять семейные дела в собственные руки. Конфликт между героями обостряется до предела и, не выдерживая напряжения, члены семьи один за другим разъезжаются, бросая мать. Уезжает и дочь, однако на середине дороги все-таки останавливается и возвращается обратно, что вполне объяснимо, ведь эти две героини словно зеркальное отражение друг друга, и только они способны в конечном счете понять, принять и простить друг друга. Картина в целом интересная и посмотреть её определенно стоит.

Каждый год на "Оскар" попадает что-нибудь из независимого кино. В 2014 году киноакадемия решила отметить в количестве целых 6 номинаций фильм Александра Пэйна "Небраска". Конечно, данный фильм (о котором я уже писала в обзорах основной программы Канн прошлого года) в ряду оскаровских номинантов смотрится особняком. "Небраска" - безусловный шедевр, абсолютно универсальное кино, которому идеально подошла бы "Золотая пальмовая ветвь", а присуждать "Оскар" картине такого уровня было бы как-то даже неприлично (и, действительно, фильм не получил ни одной премии "Оскар"). "Небраска" - жизнеутверждающее кино, перечеркивающее идею американской мечты, ибо в центре истории те люди, которым в жизни не повезло - неудачники, работяги, вкалывавшие всю жизнь, но так ничего и не поимевшие, кроме детей, которые их недолюбливают. Именно такой человек - Вуди Грант. На старости лет впав в маразм Вуди решает, что выиграл миллион долларов. Оставив попытки разубедить отца, младший сын решает отвезти его в город Линкольн, штат Небраска, дабы отец сам убедился в том, что ничего не выиграл. По дороге они заезжают в родные места, где родственники организовывают встречу. Ностальгия перемежается с трагикомичными историями, в которые попадают герои. Сын, проехав с отцом долгий путь, погружается в его прошлое, пытаясь понять, чем жил этот человек, о чем мечтал, к чему стремился. В конце фильма зрителю становится очевидно, что счастье не в миллионе долларов, а в близких, которые тебя любят. Вуди Грант - это тоже одинокий человек, но он не за что не борется, он просто проходит свой путь, как и большинство окружающих. Так образом, в череде оскаровских номинантов, иллюстрирующих нелегкие людские судьбы, сюжет "Небраски" является как бы эпилогом, говорящим о том, что ценна и по-своему интересна жизнь каждого человека, даже если он ничем не выделяется и ничего не добился, ибо вся наша жизнь - это испытание, пройти её непросто, а познать что-то на этом пути - еще сложнее. "Небраска", подобно другому замечательному фильму - "Маленькая мисс счастье", отстаивает право человека быть неудачником и не стыдиться этого.

PS. Текст этот я начала писать еще в апреле 2014, однако, как часто у меня бывает, остановилась на середине и пропало вдохновение. Текст валялся в черновиках, но вот, в преддверии уже следующего "Оскара" (осталось то всего-ничего, месяца два), все-таки решила его добить, ибо год был "хлебный" - огромное количество достойных фильмов, заслуживающих внимания, чего действительно не видела я с 2010го, и жалко было бы, если бы этот обзор канул в лету.

@темы: оскаровские обзоры, рецензии (фильмы)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Яна и я

главная