Tatla
Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
Посмотрела недавно спектакль "Как я стал..." в рамках проекта "Double Пулинович", дубль означает, что поставлено два спектакля по пьесам современного драматурга Ярославы Пулинович (молодая совсем девчонка, на три года младше меня), они идут у нас в Театре Драмы с начала этого года. Один из них - "Как я стал...". Я понимаю желание Огарева привнести в провинциальный театр современные веяния. В столице нынче рулит так называемая современная драма - молодые драматурги пишут пьесы о современной жизни, острые, новаторские, не гнушаясь использовать матершину. Пулинович как раз одна из таких вот молодых да ранних авторов. Признаться, идя на спектакль, ожидала всего, чего угодно, вспоминая с содроганием "Гамлета" в постановке Огарева. Но увидела не совсем то, что ожидала. Мне неожиданно очень понравилась новаторская постановка спектакля. В "Гамлете" все режиссерские приемы были какими-то бессмысленными, а вот в "Как я стал..." очень удачно подобрано музыкальное сопровождение, использование хореографии, видео фрагментов, и это не разрушает спектакль и не мешает восприятию сюжета. Хотя, честно, глядя на постановки Огарева, думается, что ему стоило бы заняться кинорежиссурой, а не театральной - он явно тяготеет к яркой визуализации, ставя её чуть ли не выше смыслового содержания спектакля. Это может быть приемлимо в кино, но, на мой взгляд, это совершенно не приемлимо для театра, где все строится на живом контакте зрителя с актером, а потому главенствовать все-таки должно смысловое содержание. Я, впрочем, не ярый театрал, поэтому вышесказанное совершенно ИМХО. Понравились мне очень и актерские работы. Я купила программку - она сразу на два спектакля идет, но там что-то почеркано (менялся актерский состав, в виду массовых увольнений из театра, я об этом уже писала) и ручкой написано на темном фоне, поэтому плохо видно, и могу ошибиться. С главной ролью все ясно - там один актер - Арсений Фогелев. Я его запомнила по спектаклю "Остров", замечательный спектакль, весной его пересматривала. Фогелев там играет роль Рыжего, не однозначного, скорее отрицательного персонажа. В "Как я стал..." он открылся несколько с другой стороны, но то, как он тянет главную роль еще раз доказывает, насколько хорош актер. Мне он нравится и чисто внешне, обаятельный, он немного напоминает лицом интеллигентного Эдварда Нортона. Машу играла, если я правильно поняла, Ольга Вавилова, а Майю - Евгения Белова. Совершенно разные образы, и очень понравились они обе. Но больше всех понравилась Инна Станевич, в роли бывшей актрисы, мамы Маши. Сыграла очень колоритно, а уж как материлась, просто заглядение (глуп тот, кто считает, что материться на сцене легко, чтобы это естественно звучало, нужно большое мастерство, не даром заслуженная артистка РФ). Поэтому еще раз удивилась - столько актеров ушло, а оставшиеся вот не подводят, молодцы. К сожалению, не понравилось содержание, т.е. сама пьеса - текст очень слабый. И никакие режиссерские и актерские ухищрения не смогли этого изменить. История эта простая, как два пальца, и подобных сюжетов я видела в кино и читала множество. Конфликта в этой пьесе по большому счету вообще нет. Не знаю, что побудило режиссера поставить такую слабую вещь, разве что желание поддержать начинающего автора или сделать первую постановку по новой вещи (эти пьесы на сцене еще никто не ставил). Полтора часа из двух (спектакль идет без антракта) я откровенно мучилась и пару раз смотрела на часы, в последние пол часа действие наконец-то хоть как-то оживилось, концовка была довольно эффектной, но пересматривать этот спектакль я бы не стала. Что интересно, история эта мне показалась совершенно несовременной, она напоминает типичную совковскую пьесу, разве что мат добавили, зачем, честно говоря, вообще непонятно. Да и образов сейчас таких, как Маша, мне кажется, уже нет. Многие герои пьесы типичны именно для советского времени. Как такое могла 26летняя девчонка написать и зачем, я не знаю.

Не люблю спойлерить, но в доказательство своих слов перескажу сюжет (кто не хочет, не читайте):
читать дальше
Конфликта здесь, на мой взгляд, нет. Хуже всех поступила на самом деле Маша - она стала навязывать Саше решение быть вместе, которое он сам ни разу и не озвучивал, не удосужившись поинтересоваться его мнением. Она, конечно, говорила "ты мне ничего не должен", но кто же будет воспринимать эти слова всерьез. Потом она чуть ли не силой всучила ему свои деньги, якобы желая укрепиться в чувстве доверия. Какой нормальный человек, имея на руках много денег, которые ему дали с таким воодушевлением, не захочет их потратить? Маша сама виновата в сложившейся ситуации - по сути она использовала Сашу, чтобы уйти от мужа, которого просто она никогда не любила. Её мама же с самого начала была обречена - люди, склонные к бухлу и суициду, к сожалению, рано или поздно этим суицидом и заканчивают. Маша аргументировала невозможность быть с мамой тем, что она с мужем. Ну, так она развелась, но за мамой все же недоглядела. Я не считаю, что виноватым в смерти её мамы был Саша. Саша поступил некрасиво - он дал людям надежду, а потом их бросил. Но, с другой стороны, он ведь сам ничего не обещал. Да, он не взял на себя ответственности за то, что один раз переспал с Машей, и за то, что он наплел её маме. А что, должен был? До конца дней жить с Машей и её мамой? Не знаю, не вижу я здесь никакой трагедии. Банальное малодушие. Но а с чего нужно требовать от каждого человека великодушия? Если уж на то пошло, проявление великодушия к себе еще нужно заслужить. Далеко не каждый человек захочет быть с тобой по доброте душевной. Далеко не каждый человек захочет ответить на твои чувства взаимностью. И если ты включишь мозг и проанализируешь поведение этого человека, то ты поймешь, что тебе никогда ничего и не обещали, а ты все сама захотела, и выдумала. Возможно, автор писала пьесу еще в таком возрасте, когда такие житейские вещи не совсем понятны и человек еще верит в какие-то высокие принципы и идеалы. Подростковый идеализм. Пьеса "Как я стал...", может быть, затронет не искушенную молодежь, которой было много в зале, и которая почему-то ржала и охала каждый раз, когда звучал мат из уст мамы-актрисы (мата, что ли, не слышали никогда?), но вряд ли люди более зрелые проникнутся этой простенькой историей. Впрочем, после "Гамлета" "Как я стал..." - это уже явный прогресс. Если бы Огарева не погнали из театра, глядишь, очередной спектакль был бы уже вполне заслуживающим просмотра.

@темы: рецензии (спектакли)